Разговор о хронологии серьезных попыток первых полётов в России следует начинать с Александра Федоровича Можайского. Безусловно, Можайский является этапной точкой в развитии практического лётного дела по сооружению «воздухо-летательных снарядов».
В Санкт-Петербургском отделении Института истории естествознания и техники РАН [1], на заседании секции Истории авиации и космонавтики 18 марта 2009 г., Евгений Михайлович Гришин сделал подробный доклад о работах Можайского: «К мартовским датам рождения (9 марта 1825 г.) и кончины (19-20 марта 1890 г.) [2] А.Ф.Можайского». Надеемся, что Евгений Михайлович в скором времени опубликует свои труды о реставрационном проектировании «снаряда» Можайского.
Принято считать, что первый неофициальный полет на аппарате российской конструкции был совершён Юлием Кремпом.
Приведем отрывок статьи из «Библиотеки воздухоплавания», предоставленный Анатолием Дёминым [3].
Юлий Кремп «построил аэроплан и мотор, пользуясь исключительно русскими материалами… Ю.Кремп много работал в автомобильном деле, а теперь занимается воздухоплаванием, 4 года тому назад он построил в Германии моноплан у Заарбрюкена. После этого Ю.Кремп много работал у немецкого авиатора Граде». «Изюминкой» его предельно простого самолета были первые в мире авиационные лыжи. Летные испытания начались в конце декабря, и во время одного подлета «после небольшого пролета на высоте 6 м лопнул картер, и двигатель пришел в полную негодность».
После ремонта самолёт больше не летал, а в 1910 г. стал экспонатом воздухоплавательной выставки в ИМТУ. Затем долгое время стоял в Политехническом музее, но, к сожалению, до настоящего времени не сохранился.
Вторым был аэроплан князя Александра Сергеевича Кудашева [4] — он поднялся в небо 23 мая 1910 г. в Киеве.
Третий российский аэроплан, поднявшийся в небо – аэроплан Сикорского, четвёртый — Гаккеля.
При определении даты первого полёта аэроплана российской конструкции, историки останавливаются на декабре 1909 г., или январе 1910 г.
Но первый официальный полет аэроплана в России (одновременно и на Украине) был совершен российским пилотом Ван-дер-Шкруфом в Одессе 20 июля 1909 г. на аппарате французской системы «Вуазен».
Несколько ранее, 12 июля 1909 г. этот же пилот совершил первый неофициальный полет в России. Вот что пишет об этом газета «Одесский Листок» 14 июля 1909 г. в разделе «Спорт», на стр.3.
После прочтения главы «Летучий голландец», из книги В.Н.Нахапетова «Как из гнезда орлиного» [6]; работы А.М.Шевченко; после получения из «города у Черного моря» по электронной почте статьи журнала «Спорт и наука» за 1909 г. от С.Решетова; после знакомства с петербургской родственницей Ван-дер-Шкруфа — Е.В.Станюкович (направила А.В.Краско), стало ясно, что первый полёт в России именно Ван-дер-Шкруфа — не случайное явление. Это событие, которое тщательно подготавливалось, и в подготовке участвовало много людей.
Чтобы понять это, надо изучить этот процесс, и такую возможность предоставил нам сам Алексей Ван-дер-Шкруф, как свой привет из прошлого, как-будто бы он сам позвонил и передал эти материалы через своих друзей…
Приведём последовательность первых полетов в России по установленным и предполагаемым датам [7].
- А.А.Ван-дер-Шкруф, 12 июля 1909 г., Одесса (не официальный полет).
1а. А.А.Ван-дер-Шкруф, 20 июля 1909 г., Одесса (первый официальный полет в России, в присутствии Президента и членов Одесского Аэро-Клуба) [8].
1б. 21 апреля неудачную попытку полёта делал Юбер Латам на аэроплане «Антуанетт» в Петербурге, но потерпел аварию, не взлетев [9]. Этот аппарат впоследствии приобрёл Одесский Аэро-Клуб, на нем летал впоследствии авиатор Хиони.
1в. В июле 1909 г. планировался приезд в Одессу Леона Делагранжа с аппаратом Райт. Турне должна была устраивать фирма «Ариэль» (глава фирмы Мишель Клемансо). Но, полёт не состоялся: Делагранж, как известно, приобрел после «Вуазена» аппарат «Блерио», на котором и погиб 4 декабря 1909 г. (нового стиля) [10].
- Жорж Леганье, 2 сентября, Варшава [11]. Жорж Леганье летал там же и 5 сентября. Организатор поездки — Де Фретт (de Frettes), механик – Ploquin. Аппарат системы братьев «Вуазен» типа «Фарман». Этот аппарат Жорж Леганье приобрел у Анри Фармана [12]. Скорее всего, именно на этом аппарате Фарман взял приз Аршдекона за полет по кругу 13 января 1908 г. Поскольку, по словам журналистов «Спорта и науки», Фарман заказывал Вуазену два аэроплана, и второй приобрел Брабазон.
2а. До Жоржа Леганье в Варшаве планировались на 29 августа полеты аэроплана «Райт». Однако они не состоялись ввиду трагической смерти пилота — инженера Лефевра.
- Жорж Леганье, 15 сентября, Москва.
- Жорж Леганье, 7 октября, Гатчина [13]. Полеты совершались также 9 октября и 11 октября.
- Альберт Гюйо, 1 ноября 1909 г. С.-Петербург, затем Москва.
- Юлий Кремп, декабрь 1909 г., январь 1910 г.
- Триумф Михаила Никифоровича Ефимова: 7 марта 1910 года — пробный полет, 8 марта — пять показательных на ипподроме в Одессе.
- Первая Авиационная неделя в Петербурге, 25 апреля-2 мая 1910 г., С.-Петербург [14]
- Полеты Уточкина в Одессе на «Фармане», купленном у Ефимова. Апрель-июнь, 1910 г.
- Полеты Уточкина в Москве. 1-7 мая 1910 г. [15]
- Полеты на аэроплане отечественной конструкции А.С.Кудашева 23 мая 1910 г.
- Авиационная неделя в Варшаве 14 – 21 июня 1910 г.. В основном, летали только С.И.Уточкин и de Caters на немецком Авиатике [16].
с.н.с. Объединенного музея
доцент каф. 24 Авиационной техники (Россия)
Айвар Грахолскис,
конструктор аэропланов, пилот, историк авиации,
(Латвия)
Nicolas Godfurnon,
историк, реставратор, Королевский военный
музей авиации и космонавтики (Бельгия)
- Таможенный переулок д.2 [↩]
- Все даты даны по старому стилю [↩]
- «Библиотека воздухоплавания», 1910. №9. С.59; Демин А.А. Ходынка: взлетная полоса русской авиации. – М., 2002 [↩]
- А.С. Кудашев — профессор устойчивости сооружений инженерно-строительного факультета Киевского политехнического института, инженер путей сообщений (оканчивал Петербургский институт инженеров путей сообщения). [↩]
- Спорт и наука № 14 (июль) 1909 г., стр.13 [↩]
- Харьков, 2007 г. [↩]
- Ещё раз уточним, что даты приводятся по старому стилю, за исключением особо оговоренных случаев. [↩]
- Спорт и наука № 14 (июль) 1909 г., стр.13 [↩]
- Спорт и наука, 1909. — Требует подтверждения, поскольку Юбер Латам летал в Петербурге в следующем, 1910 году. — Прим. А.Лукьянова. [↩]
- Аэро и автомобильная жизнь, 1910 г., №1; Одесский листок, 18 июня 1909 г. стр.4 [↩]
- Варшавский дневник, 1 и 3 сентября 1909 г. [↩]
- Спорт и наука, 1909, № 11, апрель, стр.10 [↩]
- Речь, 8 (21) октября, четверг, 1909 г., №276, стр.4 [↩]
- Библиотека воздухоплавания № 9, 1910 г. [↩]
- Аэро и автомобильная жизнь, № 8, 1910 г. [↩]
- Аэро и автомобильная жизнь, №14-15, 1910 г. [↩]
Жоржа Катанио( личного водителя Артура Антоновича Анатра(президента Одесского Аэро-Клуба) , на Вуазене и Сергея Исаивича Уточнина на Блерио ( с моментами в конструкции Антуанета ( собственная интерпритация 2 самолета) не осветили …
Все это хорошо, но всё же первым был Михаил Ефимов на Фармане-4 банкира Ксидиаса, 8.03.1910.
Катанео по имени был Бартоломео, а не Жорж.