Замечательные страницы в историю отечественной авиации, в историю развития авиационного спорта вписал один из первых русских авиаторов С.И. Уточкин.
Сергей Исаевич Уточкин родился 30 июня (12 июля) 1876 г. в Одессе в купеческой семье [1]. Рано лишившись родителей, он с десяти лет воспитывался в пансионе Ришельевской гимназии. С гимназических лет Сергей увлекался всевозможными видами спорта и в каждом из них он добивался совершенства. Он последовательно увлекался легкой атлетикой, теннисом, футболом, гребными и парусными гонками, плаванием, фехтованием, борьбой, боксом [2 , стр. 449-450].
Увлекшись велосипедным спортом, затем мотоциклетным и автомобильным, он становится сильнейшим гонщиком своего времени в каждом из этих видов спорта. Замечательной чертой Уточкина, как спортсмена, явилось не просто увлечение этики видами спорта и достижением рекордов, а горячее желание донести до людей возможности новых видов транспорта, максимально популяризировать их, преодолеть предубеждения и косность в их развитии.
Когда в 1907 г. в Одессе начали полеты на воздушном шаре аэронавты Витолло, Брунер и Древницкий, Уточкин, с присущей ему одержимостью, увлекся этими полетами. Второй свой полет в Одессе Витолло совершил уже с пассажиром — Уточкиным, а затем шар был приобретен у Витолло [3 , стр.85] и 26 сентября 1907 г. Уточкин совершил свой первый, самостоятельный полет [4 , стр.5], за которым последовали еще ряд полетов. Совместно с К.Маковецким и А.Шкруфом [1] в ноябре-декабре 1907 г. Уточкин гастролировал в Египте, где они совершили 8 полетов над пирамидами и Сахарой (Уточкин летал 6 раз) [5 , стр.3]. После возвращения в Одессу они удостаиваются грамот Одесского аэроклуба на звание пилотов-воздухоплавателей.
В сентябре 1909 г . с Уточкиным летал над Одессой писатель А.И. Куприн, о чем он увлекательно рассказал на страницах «Одесских новостей» [6].
Не обошло Уточкина и увлечение планерным спортом [7 , стр. 35], который стал популярным в Одессе. Он успешно летал на планерах, построенных любителями.
Весной 1909 г . Одесский аэроклуб (OAK) приобрел во Франции биплан Вуазена. Однако попытки облетать самолет, которые предприняли К. Маковецкий (секретарь OAK), А. Шкруф (заведующий воздухоплавательным парком OAK) и Б.Катанео (шофер вице-президента OAK А. Анатра) кончались только отрывом от земли, короткими полетами на высоте в несколько метров и авариями. В результате самолет был разбит и не восстановлен, и мечты одесских планеристов Уточкина и Ефимова полетать на нем не осуществились [7, стр. 34-35; 8, стр. 7; 9, стр. 3-4].
Начиная с осени 1909 г. Уточкин полностью отдает все силы последнему своему увлечению — самолету. В сентябре 1909 г . на свои средства он отправляется во Францию, устраивается механиком на авиазавод «Гном», знакомится с новейшими конструкциями самолетов и приобретает необходимое для постройки двух монопланов типа «Блерио», в том числе два двигателя «Анзани», единственные доступные ему по цене [3, стр. 98-100; 10].
В это же время один из заправил OAK, банкир Ксидиас, задумал организовать коммерческое предприятие: купить у А. Фармана аэроплан, обучить в его школе собственного летчика и, учитывая сенсационность авиации, заработать на устройстве показательных полетов. Он посылает в Париж Уточкину текст договора, из которого следует, что за бесплатное обучение у А. Фармана Уточкин должен три года отработать пилотом у Ксидиаса за определенное жалованье. Такие условия контракта Уточкин счел кабальными и отказался. Тогда Ксидиас, узнав, что другой одесский спортсмен и планерист М.Н. Ефимов тоже сильно увлечен авиацией, но испытывает материальные трудности, предлагает ему тот же контракт, который Ефимов подписывает и отправляется во Францию [7, стр. 36; 11, стр. 390].
Возвратившись в Одессу, Уточкин с помощью нескольких солдат Морского батальона горячо принялся за строительство самолета. По собственной инициативе он вносит в конструкцию различные изменения [12]. Одесский инженер А.В.Гусев, который помогал Уточкину в этой работе, отмечал, что его аппарат-моноплан типа «Блерио», но похож и на «Антуанет», выполнен со многими изменениями [3, стр. 7-9]. А.В. Гусев выступает с публичными лекциями на тему «Об аэропланах вообще и о моноплане С.И. Уточкина» [13, стр.15].
Чтобы собрать средства для продолжения своей работы, Уточкин устраивает в зале фирмы «Проводник» выставку своего самолета, являющегося ее единственным экспонатом [14], а затем пробует сам испытать самолет. И хотя первые попытки были неудачны, самолет «делал только прыжки-подлеты, а комиссия ОAK признает, что маломощный мотор «Анзани» не в состоянии обеспечить полет» [3, стр. 102; 7, стр. 37], Уточкин настойчиво продолжает свою работу – он хочет первым взлететь над Одессой.
Однако его опережает Ефимов, который успешно закончив курс обучения у Фармана и получив диплом летчика, привозит в Одессу аэроплан «Фарман-IV» с мотором «Гном» в 50 л . с., купленный Ксидиасом. 8 марта 1910 г. на Стрельбищном поле, на окраине Одессы, устраиваются первые показательные полеты Ефимова, собравшие десятки тысяч зрителей и прошедшие с огромным успехом. Это были первые в России полеты русского авиатора [7, стр. 5].
Совершив эти полеты, Ефимов разрывает контракт с Ксидиасом и последний, — оставшись без пилота, продает самолет группе акционеров, предоставивших его в распоряжение Уточкина, на приемлемых для него условиях [3 , стр. 103].
Через неделю после полётов Ефимова, т.е. 15 марта, Уточкин самостоятельно, даже без вывозных полетов, осуществляет свой первый полет на том же «Фармане-IV». Этот факт, а также то, что взлет и посадку он произвел на площадке, не приспособленной для полетов, указывает на незаурядные способности Уточкина как авиатора [11 , стр. 391-393].
Вслед за первым, Уточкин совершает еще несколько удачных полетов и 31 марта 1910 г., сдав экзамен Комиссии OAK, получает грамоту пилота Одесского аэроклуба за №1, которую ему вручает 1 апреля 1910 г. его друг М.Н.Ефимов [15, стр.58; 16].
В апреле 1910 г. Уточкин отправляется в большую поездку по городам России с демонстрационным полетами, это была первая такая поездка русского авиатора.
Сначала Уточкин летает по контракту, но вскоре выкупает самолет, освобождается от предпринимателей и организует полеты самостоятельно [3 , стр. 117-119]. Антрепренером становится его брат Леонид, а механиком — рядовой Морского батальона Адам Кам.
В этой поездке, совершая полеты на «Фармане-IV», он посетил города Киев, Москву, Харьков, Петербург, Варшаву, Лодзь, Екатеринослав [2], Ростов-на-Дону, Нижний-Новгород, Тифлис [3], Баку, Батум, Кишинев и др. Он налетал 60 часов, покрыл расстояние 3500 км, а его полеты видело около одного миллиона человек [17, стр. 17-20].
Впервые полет самолета увидели жители Киева — 21 апреля [18, стр. 65] [4]; Москвы — 2 мая [19]; Харькова — 25 мая [20]; Нижнего Новгорода — 6 августа [21]; Тифлиса — 16 октября [22]. Полеты повсюду проходят при огромном стечении публики и производят сильнейшее впечатление. Газеты и журналы того времени уделяют большое внимание сообщениям о полетах.
В Киеве Уточкин первым награждается 23 апреля 1910 г. серебряной медалью Киевского общества воздухоплавания «За популяризацию воздухоплавания в России» [23], а 8 июня 1910 г. H.E. Жуковский на 1-ом собрании Московского общества воздухоплавания сообщил о присуждении С.И. Уточкину приза «За отличный спуск в неудачный для авиатора день 9 мая на месте народного гулянья в Пресне, среди толпы гуляющих» [24; 25].
В августе 1910 г . Уточкин второй раз в Москве, где пробует свои силы и как летчик-испытатель. Он проводит испытания самолета, построенного велосипедной фирмой «Дукс» по французской лицензии, обеспечив успешную сдачу самолета заказчику [26; 27].
Увлекаясь полетами, Уточкин не забывает о постройке собственного самолета. С помощью механика Кама ему удается построить биплан по типу Фармана [62], на котором в декабре 1910 г. он совершил десятки полетов над Одессой и над морем [3, стр.123-124; 28; 29, стр. 50-52; 30, стр. 15-17; 31, стр. 31-38].
По представлению OAK, Всероссийский аэроклуб (ИВАК), входивший в состав ФАИ [5], выдал Уточкину диплом пилота-авиатора за №5 [32, стр.5. Решение совета ИВАК от 30 ноября 1910 г. о выдаче диплома см. в журнале «Воздухоплаватель», 1911, №2, стр. 19.].
В 1911 г. Уточкин продолжает демонстрационные полеты не только в России, но и за границей. Он летает на построенном им самолете в Египте над Каиром, Гелуаном, пирамидами и Сахарой, над Александрией, где летал над морем [33; 34; 35; 36]; летает в Греции над Афинами и Фалерской гаванью [37; 38].
В начале июля 1911 г. Уточкин совершает полеты над Одесской промышленно-художественной выставкой и в том числе 2 июля свой сотый юбилейный полет [39] [6].
В июле 1911 г. ИВАК организует первый в России групповой перелет Петербург-Москва. Это состязание, в котором принял участие и Уточкин, оказалось для него роковым, едва не стоившим ему жизни.
Уточкин вылетает первым 10 июля на самолете «Блерио» и в 10 км от Новгорода, из-за остановки мотора, совершает вынужденную посадку, при которой сам не пострадал, но самолет был поврежден.
После ремонта самолета в Новгороде, он снова взлетает 11 июля, но его преследуют неудачи: в 25 км от Крестцов, у деревни Вины, внезапные порывом ветра самолет резко бросило вниз, и т.к. управлять им не хватило сил, Уточкин выключил мотор и попытался сесть. Однако самолет попал в глубокий овраг с речкой на его дне и разбился, а Уточкин, пытаясь покинуть самолет на лету, перед его ударом о землю, получил серьезные ранения: надлом черепной коробки, перелом правой ключицы и вывих коленного сустава левой ноги [40; 41]. Эти травмы впоследствии сильно сказались на состоянии его здоровья.
Более месяца Уточкин пролежал в больнице, но еще не полностью оправившись, он в конце августа совершил в Одессе пробный полет в течение двух минут [42], а 17 и 18 сентября уже летал над Винницей [43].
За время с марта 1910 г. по сентябрь 1911 г. Уточкин совершил больше сотни публичных полетов, не отменив ни одного. [7] Большинство полетов он осуществил с пассажирами.
Его полеты способствовали популяризации авиации, привлекая в новый вид спорта и увлекая авиационной техникой многих и особенно молодежь. Их наблюдал в Москве — Владимир Климов [44,стр. 84, 222], в Орле — Николай Поликарпов [44, стр. 82; 45, стр. 54], в Киеве — Александр Микулин, в Гомеле — Павел Сухой, в Петербурге — Сергей Ильюшин [44, стр. 82-83; 46], в Тифлисе — Пётр Нестеров, писавший «с этого началась моя авиационная деятельность» [47, стр. 21-23; 48].
Не оставлял Уточкин и своих опытов по строительству самолета.
Верный своей новаторской натуре, он в 1912 г. строит моноплан «Блерио», но вносит в него ряд изменений (уменьшил площадь крыла, обеспечил более прочное крепление мотора и др.) и, совершив на нем в Одессе серию полетов, достиг скорости более 100 км/час. [49; 50, стр.13].
Он был энтузиастом молодой русской авиации не только как летчик-спортсмен. Об этом свидетельствует его интервью (после перелета Петербург-Москва), в котором он резко выступает против скептиков, не верящих в будущее авиации [51, стр.5]; его речь во время чествования И.И. Сикорского, заинтересовавшая военные круги, в которой он ратовал за развитие отечественного воздушного флота [52, стр.2; 38, стр.2]; его упорные попытки (уже в период болезни) получить поддержку своего проекта создания «фабрики аэропланов» [52, стр.4].
Необходимо сказать несколько слов и о нравственном облике Уточкина. Высказывания близко знавших его людей и факты из его жизни показывают, что Сергей Исаевич Уточкин был человеком благородным, со щедрой душой. Бессребреник, он не нажил богатства, несмотря на большие спортивные возможности, щедро раздавал всё обращавшимся к нему за помощью [38 , стр.2] и сам остался без средств во время болезни.
Честный и отзывчивый спортсмен, он помог А.А. Васильеву, своему сопернику во время перелета Петербург-Москва, на этапе в Новгороде: отдал свои очки, запасные свечи и запустил мотор, что позволило А.А. Васильеву опередить остальных [53 , стр.25-28]. Смелый и самоотверженный человек, он, не задумываясь, бросился спасать жертву еврейского погрома в Одессе в 1905 г . и, получив удар ножом, едва не стоивший ему жизни, семь недель пролежал в больнице [54, стр.1; 55, стр. 5].
К сожалению активная деятельность этого незаурядного человека прервалась в середине 1913 г.
Перенапряжение последних лет, ранения и многочисленные травмы при падениях привели к резкому ухудшению его здоровья. Страдая от головных болей и борясь с ними, он стал злоупотреблять наркотиками, чему в не малой степени способствовала и драма в семейной жизни. Все это привело к тяжелому психическому заболеванию, и Уточкин попал в психиатрическую больницу.
В конце июля 1913 г . сенсационными сообщениями газеты известили о болезни С.И. Уточкина [55, стр.5; 56; 57, стр.2; 38, стр.2].
В ряде статей авторы (А.И.Куприн [54], Петр Пильский [58]) призывали к сбору средств «в пользу больного Уточкина». Но вскоре все это сменилось почти полным его забвением. Лишь в феврале 1914 г. появилось сообщение о том, что из-за недостатка средств больного Уточкина перевозят из Петербургской больницы в земскую больницу в Молдавию [59, стр.5] и в июле 1914 г. о его присутствии после выздоровления на полетах Пуаре в Одессе [63].
Почти целый год С.И. Уточкин находился на излечении. Когда началась мировая воина, окрепший после болезни С.И. Уточкин снова рвется в авиацию, ищет работу летчика-испытателя, но его зачисляют в автомобильно-авиационную дружину с присвоением воинского звания прапорщика. [8]
Во время одного из полетов он простудился и заболел воспалением легких, что окончательно прервало его летную деятельность.
Отрыв от любимого дела, забвение, одиночество и нужда приводят к новой вспышке болезни и Уточкин опять попадает в психиатрическую больницу. Там он и скончался 31 декабря 1915 г. [60; 61, стр. 77].
Похоронен Сергей Исаевич Уточкин на Никольском кладбище Александро-Невской лавры Ленинграда [9]. Его могила находится под охраной государства.
С.И. Уточкин прожил неполных сорок лет, из которых на долю авиации пришлось менее пяти, но можно с полным основанием оценить эти годы как яркие страницы не только его биографии. Без этих страниц нельзя рассматривать историю становления и возмужания отечественной авиации. С.И. Уточкин один из ее пионеров, горячих патриотов, талантливый летчик-спортсмен, популяризатор авиационного дела в России. Память о нем всегда будет жить в сердце народа.
© Г.Ш. Бурд, С.Е. Коников, 1975
Литература и источники
- Одесский Областной Госуд. архив (ООГА), ф.37, оп.6, ед.хр.92, л.93 (оборот).
- А.И. Куприн. Уточкин. Собр. соч. т.9, 11., 1964, стр.449-450.
- Л.Алейников. Русский авиатор Уточкин. Одесса, 1911.
- Полет С.И. Уточкина. — «Одесский листок», 1907, 3 октября. стр.5.
- М. На воздушном шаре в Египте, — «Одесский листок», 1907, 29 декабря, стр.3.
- А.Куприн. Над землей. — «Одесские новости», 1909, 17 сентября и 18 сентября.
- Е.Королева, В.Рудник. Соперники орлов. Одесса, 1974.
- Воздухоплавание в России. — «Аэро- и автомобильная жизнь», 1910,№1, стр. 7-9.
- Полет на аэроплане и поломка его при спуске. — «Автомобильная жизнь и спорт», 1909, №33 (29 августа), стр. 3-4.
- К деятельности С.И. Уточкина как авиатора за границей. — «Одесский листок», приложение, 1909, 31 октября.
- К.Е.Вейгелин. Очерки по истории летного дела. М., 1940, стр. 390-393.
- На выставке первого аэроплана, построенного в России. — «Одесский листок», приложение, 1909, 29 ноября.
- «Отчет русского технического общества за 1909 г.», стр.15.
- Выставка аэроплана С.И. Уточкина. — «Одесский листок», 1909, 28 ноября.
- Экзамен авиатора Уточкина . — «Библиотека воздухоплавания», 1910, №7, стр.58.
- Первая грамота, выданная Одесским аэроклубом на звание пилота-авиатора. — «Одесский листок», 1910, 2 апреля.
- Итоги одного турне. — «Спортивная жизнь», 1910, №3 (16 ноября), стр. 17-20.
- Полеты Уточкина в Киеве — «Библиотека воздухоплавания», 1910, №9, стр.65.
- М.А. Полеты Уточкина в Москве. — «Библиотека воздухоплавания», 1910, №9, стр.62-63.
- М.Манжес. Полеты С.И. Уточкина в Харькове. — «Вестник воздухоплавания», 1910, №10, стр. 44-45.
- Полеты Уточкина в Нижнем Новгороде. — «Вестник воздухоплавания», 1910, №14, стр.46-47.
- Лев У-ский. Полеты Уточкина. «Новая речь». Тифлис, 1910, 19 октября, стр. 3.
- Сборник статей по воздухоплаванию членов Киевского общества воздухоплавания. Протоколы заседаний совета и комитетов КОВ. Киев, 1910, вып. 1. — См. «Из истории авиации и космонавтики», 1972, вып.15, стр.76, 84.
- Бюллетени Московского общества воздухоплавания. 1910, №1, 1 октября, стр. 17-18.
- B-K. Последний полет С.И. Уточкина. — «Московская газета», 1910, 10 мая, стр. 3.
- М.Адамчик. Об испытаниях С.И. Уточкиным аэроплана, построенного фирмой «Дукс». — Вестник воздухоплавания», 1910, №15, стр.41-42.
- Ю.Мюллер. Письмо в редакцию. — «Воздухоплавание», 1910, №5 (11 ноября), стр. 7.
- Полет Уточкина над городом. — «Одесская почта», 1910, 11 декабря.
- B Одессе. — «Спортивная жизнь», 1910, №8 (24 декабря), стр.50-52 и 1911, №9 (5 января), стр.53.
- С.Уточкин. Над крышами. «Спортивная жизнь», 1910, №7 (15 декабря), стр.15-17.
- Ю.Э-с. Уточкиниада. — «Спортивная жизнь», 1910, №7, стр.31-38.
- «Воздушный справочник за 1913 г.»
- В Одессе. — «Спортивная жизнь», 1911, №12, 26 января, стр.25.
- Турне С.И. Уточкина. — «Спортивная жизнь», 1911, №21, 2 апреля, стр.26-27.
- Полеты Уточкина в Египте. — «Автомобиль и воздухоплавание», 1911, №5 (12 марта), стр.142 и №6 (26 марта), стр.170.
- Уточкин в Египте. — «Одесский листок», 1911, 15 апреля.
- Полеты Уточкина в Афинах. — «Автомобиль и воздухоплавание». 1911, №6, стр. 170.
- Об Уточкине. — «Одесские новости», 1913, 2 августа, стр. 2.
- Пе. Полет; Тангенс. Уточкин о своем полете. – «Вестник выставки». 1911, 4 июля.
- К.Е. Вейгелин. Перелет Петербург-Москва. СПб, 1911.
- Крестцы. 12 июля. Падение Уточкина. — «Синий журнал», 1911, №31, стр. 6.
- Полет Уточкина. Одесса. — «Рижская мысль», 1911, 23 августа стр. 1.
- Д.Ш. Полет С.И .Уточкина . — «Куранты», Винница, 1911, 18 сентября.
- Лев Гумилевский. Крылья Родины. М.-Л., 1945.
- А.Беляков. Валерий Чкалов. М., 1974.
- Е.Фадеев. След в небе. — «Правда», 1975, 11 июля, стр. 6.
- К.И. Трунов. Петр Нестеров. М., 1975, стр. 21-23.
- П.Н. Нестеров. Как я совершил мертвую петлю. — «Петербургская газета», 1913, 4 и 5 сентября, стр. 3.
- Е.А. Новый моноплан Уточкина. — «Одесский листок», 1912, №177 (1 августа).
- «Вестник воздухоплавания», 1912, №11.
- Т. У С.И. Уточкина. — «Одесский листок», 1911, 4 августа, №178, стр.5.
- М.Л. Об Уточкине. — «Одесские новости», 1913, 31 июля стр. 2.
- Авиатор А.А. Васильев. В борьбе с воздушной стихией. Перелет 1 Петербург-Москва. М., 1912.
- А.Куприн. Уточкин. — «Речь», СПБ, 1913, 30 июля стр.1.
- Болезнь С.И.Уточкина. — «Одесские новости», 1913, 28 июля стр. 5.
- Ар. О болезни С.И. Уточкина. — «Одесские новости», 1913, 31 июля.
- К-ий. К трагедии Уточкина. — «Одесские новости», 1913, 2 августа, стр. 2.
- Петр Пильский. Безотлагательно для Уточкина. В пользу больного Уточкина. — «Одесские новости», 1913, 2 августа.
- Финал трагедии.- «Одесский листок», 1914, 22 февраля, стр.5.
- Кончина Уточкина. — «Одесские новости», 1916, 3 января.
- Некролог. С.И. Уточкин. — «Воздухоплаватель», 1916, №1, стр. 77.
- С.И. Уточкин конструктор. — Спортивная жизнь», 1910, №6, стр. 27-28.
- М.Г-к. Спорт. Полеты Пуаре. — «Одесские новости», 1914, 14 июля, стр. 4.
Статья была опубликована в сборнике «Из истории авиации и космонавтики», 1972, выпуск 29, стр.71.
ПРИМЕЧАНИЯ:- Алексей Ван-дер-Шкруф — прим. Ред. [↩]
- Ныне — Днепропетровск. [↩]
- Ныне — Тбилиси. [↩]
- Пробный полет перед членами Киевского аэроклуба Уточкин совершил 18 апреля 1910 г. [↩]
- Международная Воздухоплавательная Федерация (Fédération Aéronautique Internationale, FAI) — прим. Ред. [↩]
- Под «полётом» следует понимать полный полётный день показательных выступлений, в течении которого могло совершаться несколько отдельных полётов. Фактически к концу 1910 года Сергей Уточкин выполнил более 180 отдельных полётов. — прим. Ред. [↩]
- Это не совсем так. Переносы полётов и отмены случались — из-за неблагоприятных метеоусловий. — прим. Ред. [↩]
- С начала войны на фронте и его братья: Леонид в сухопутных войсках [см. «Одесские новости», 1914, 8 декабря, стр.4] и Николай — летчик-герой, ставший полным георгиевским кавалером [см. «Одесские новости», 1915, 5 мая. стр.3]. — информация насчёт лётной карьеры Николая Уточкина подтверждения в архивах не нашла — прим. Ред. [↩]
- Ныне – Санкт-Петербург. – прим. Ред. [↩]