Авиагруппа «Бретань»

Основной тактической единицей французских ВВС является “эскадрон”, в состав которого входит от 2 до 5 эскадрилий… Термин “эскадрон” вместо традиционного “группа” был принят после создания НАТО с целью стандартизации терминологии как калька с англо-американского “squadron”… Однако три подразделения французских ВВС, наряду с уставными, сохранили иные почётные наименования…

логотип авиагруппы "Бретань".

Эмблема авиагруппы

Прежде всего, это наиболее титулованное и результативное подразделение французских ВВС времён Второй мировой войны «Нормандия-Нёман», носящее почётное наименование АВИАПОЛК.

И две части сохранили почётное наименование АВИАГРУППА, это смешанная авиагруппа службы внешней разведки «Воклюз» и авиагруппа «Бретань», в 1943 чуть-чуть не доехавшая до СССР…

Бомбардировочная авиагруппа «Бретань» в составе авиации Свободной Франции генерала де Голля была создана 1 января 1942 г. в Чаде из состава бомбардировщиков 1-й смешанной авиагруппы Свободной Франции, принимавшей участие в операции в Дакаре, и освобождении Камеруна, Габона и Чада.

Бомбардировщики Б-26 «Мародёр» ВВС Франции

Бомбардировщики Б-26 «Мародёр» авиагруппы «Бретань». © Coll. M. Rochaix / ed.NEL

Из Чада англичане отозвали лётчиков-истребителей в Англию для переподготовки, а из оставшихся лётчиков-бомбардировщиков и была сформирована авиагруппа «Бретань» в составе двух эскадрилий «Ренн» и «Нант». В то время на вооружении группы было 6 бомбардировщиков «Лисандер» и 3 «Глен Мартен» с которыми она участвовала в операциях союзников в Ливии.

До занятия союзниками Сирии, это было единственное французское авиасоединение, участвовавшее в боях в Африке. Командир авиагруппы №3 при котором она получила название «Нормандия», бретонец Жозеф Пуликен вспоминал, что предполагал назвать свою часть «Бретань» в честь своей родной провинции, но то, что в то время уже существовала бомбардировочная группа «Бретань» вынудило его искать другое название.

В марте 1943 г. было принято решение о придании авиагруппе «Нормандия» в СССР группы бомбардировщиков и развертывания французских авиачастей в Советском Союзе в дивизию. В это время «Бретань» была переведена в освобожденный Тунис и выведена из боёв, ввиду полной технической изношенности самолётов. 7 июня 1943 г. приказом генерала де Голля группа была выведена на авиабазу Раяк в Сирии, где стала готовиться к отправке в СССР. В её состав были включены техники группы «Нормандия», которых в это время в самой «Нормандии» заменили на советских.

Командиром авиагруппы «Бретань» тогда командовал капитан Жан Маэ, родной брат пилота «Нормандии-Неман» Ива Маэ, который командовал полком после войны.

Это было время острой неразберихи в руководстве французского Сопротивления. После высадки союзников в Северной Африке одновременно существовал «Французский Национальный Комитет Освобождения» в Лондоне под началом генерала де Голля, и «Французский Комитет Национального Освобождения» в Алжире под началом генерала Жиро, поддерживаемого США, и, на тот момент, не признанный СССР.

По настоянию союзников, в Алжире было создано командование французских ВВС под командованием генерала Рене Буска, в подчинение которому были переданы и ранее существовавшие авиачасти «Свободной Франции» (в том числе «Нормандия»).

Вместо приказа о переводе в СССР, пилоты «Бретани», уже оформившие советские визы, получили приказ о переводе в Алжир. Кроме того, генерал Жиро отдал приказ о выводе «Нормандии» из СССР. 2 октября 1943 г. группа получила приказ отбыть из Сирии в аэропорт Телерама в Алжире, куда она прибыла в ноябре и была вооружена американскими самолётами Б-26 «Мародёр». 15 октября 1943 г. приказом Сталина была задержана отправка на фронт авиаполка «Нормандия». Генерал де Голль в своем послании в СССР просил принять к сведению, что в Африке руководят «реакционные генералы», его влияние там невысоко, и он нуждается в присутствии авиагруппы «Бретань», как лояльной ему части, в составе французских ВВС, которые в то время под руководством американских инструкторов перевооружались американской авиатехникой и готовились к участию к открытию второго фронта во Франции.

Для решения вопроса с «Нормандией» в Алжир из СССР специально прибыл командир полка Пьер Пуяд. Кроме того, в Алжире находился специальный представитель де Голля перед командованием ВВС РККА Альбер Мирлес. Вдвоём им удалось убедить французское командование в сохранении «Нормандии» в СССР и в создании авиадивизии.

21 октября 1943 г. главнокомандующий ВВС «Комитета Национального Освобождения» объявил о начале набора лётчиков бомбардировщиков для отправки в СССР (которые прибыли, впрочем, только в начале 1945 г.).

В апреле 1944 г. авиагруппа «Бретань» была придана 42 крылу ВВС США, с которым участвует в операциях в Сардинии и в мае перебазируется на аэродром Вилласидро, участвует в Итальянской кампании, налётах на Рим и высадке союзников в Провансе. В октябре 1944 г. группа переведена из Африки во Францию в Истру. В 1945 г. переведена в Сан-Дизье и участвовала в операциях союзников в Сааре.

Закончила войну в Штутгарте, где “бретонцы” встречали «Нормандию-Нёман», возвращавшуюся из СССР. В то время как «Нормандия-Нёман» была задержана на несколько дней в Штутгарте, «Бретань» вместе с авиагруппой «Лотарингия» были спешно выведены в Париж, где 18 июня 1945 г. участвовала в воздушном параде в честь общего парада Победы, принимаемого генералом де Голлем в день 5-летия его воззвания о «Сопротивлении». Остальные авиачасти участвовали в пешем строю, в том числе 18 ветеранов «Нормандии-Нёман», к тому времени уже покинувших авиаполк.

После войны «Бретань» базировалась в Германии. За Вторую мировую войну она была награждена «Военным Крестом» с шестью пальмовыми ветвями, медалью «Сопротивления» с розеткой и пилоты получили право на ношение фуражера (аксельбанта) цветов ордена «Почётного Легиона».
В 1947 г. была переведена в Сенегал. В Африке группа оставалась до 1965 г. когда была расформирована. Название и боевые регалии группы были переданы сформированному в 1964 г. в Казо новому авиаподразделению, вооружённому истребителями «Мираж» и переведённому на авиабазу Мон-де-Марсан имени Константина Розанова.

Фото французских Миражей

Фото французского самолёта-заправщикаВ 1976 г. в её составе создана группа самолётов-заправщиков. В 1993 г. авиачасть была полностью расформирована. Техническая часть самолётов-заправщиков передана в состав нового специального авиаподразделения воздушных заправщиков. В 1996 г. этому подразделению передано наименование и боевые регалии авиагруппы «Бретань».

После войны участвовала в сопровождении боевых операций в Чаде, Габоне, Ливане, Югославии, Афганистане, Ливии и Мали. Во время операций в Афганистане, группа базировалась на аэродроме Манас в Киргизии, тем самым 60 лет спустя она таки попала на территорию Советского Союза. За участие в боевых действиях в Ливии группа была награждена Крестом «Воинской Доблести».

Фото историка С.В. Дыбова© Дыбов Сергей Владимирович,

Президент ассоциации «MEMOIRE RUSSE»

Закладка Постоянная ссылка.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *