К столетию Лидского аэродрома
Появление дирижабля в небе над Вильно в начале ХХ века вызвало огромный интерес у жителей города. Над столицей Северо-Западного края «носился» воздухоплавательный аппарат, прибывший из Лиды. Этому первому визиту предшествовала огромная работа по созданию Лидского аэродрома, которая началась летом 1911 года.
Как всё начиналось
14 июня 1911 года начальник Главного инженерного управления Н.Ф. Александров на военном совете доложил об устройстве аэродромов в военных округах Российской империи. В докладе говорилось: «Главное инженерное управление полагало бы устроить окружные аэродромы в тех округах, в коих будут расположены авиационные отряды, собирая на такой аэродром авиационные отряды всех воздухоплавательных частей округа. Пункты для устройства аэродромов, удовлетворяющие необходимым для этого условиям, намечены Главным инженерным управлением по соглашению с местным начальством, причём для сокращения расходов, по возможности, эти аэродромы предполагается расположить на казённых или уступаемых городами землях».
Первоначально строительство аэродрома в Виленском военном округе планировалось «близ города Гродна на участке земли, приобретаемой от частных владельцев».
В декабре 1911 года штаб округа подготовил доклад с предложениями об устройстве аэродромов, в том числе «вблизи Лиды около будущих построек для хранения имущества 9-й воздухоплавательной роты».
2 мая 1912 года военный инженер, штабс-капитан Дмитрий Борейко, командированный из Петербурга в Вильно для выбора места под аэродром в Лиде, предоставил отчёт, где, в частности, говорилось: «19 апреля я прибыл к начальнику инженеров Виленского военного округа в г. Вильно и по его приказу в составе им намеченной комиссии 21 апреля сего года рассмотрел ряд земельных участков под Лидой с целью найти наиболее подходящее для предполагаемого в Лиде учебного аэродрома. При выборе места для аэродрома руководствовался выданной мне начальником Воздухоплавательного отдела Главного инженерного Управления инструкцией, которая состоит из следующего: соответствующие размеры аэродрома – 1х2 версты; на месте определить особенности грунта; характер окружающей местности; состояние дорог, ведущих на аэродром, и кому они принадлежат; стоимость участка и кому он принадлежит».
Из всех осмотренных участков единственный, который соответствовал своему предназначению по размерам и грунту, – участок, принадлежащий помещику Садовскому, который запросил по 750 рублей за десятину. Максимальная ширина участка составляла 1 версту, а самая узкая часть не превышала 375 саженей. Длина аэродрома соответствовала требованиям комиссии и была равна 2 верстам. Дороги, ведущие на участок, были непригодны для грузовых перевозок и принадлежали земству. Близость болот, речка и смешанный лес, находившиеся рядом с будущим аэродромом, по мнению комиссии, не будут мешать успешному обучению полётам.
Почему Лида?
При чём тут Лида? Что общего у этой истории с Вильнюсом? Дело в том, что в начале прошлого века Лида входила в состав Виленской губернии, а воинские подразделения, находившиеся на лидской земле, подчинялись командованию Виленского военного округа.
В июле минувшего года исполнилось 150 лет с момента создания этого округа – одного из старейших военных округов России. Он просуществовал более полувека.
…В 1862 году в России с целью децентрализации и совершенствования военного управления, а также для укрепления военной власти на местах были созданы первые четыре военных округа. Места их дислокации были определены на приграничных территориях европейской части Российского государства. Таким образом, на карте России 6 июля 1862 года появился Виленский военный округ. Спустя некоторое время добавились ещё три – Варшавский, Киевский и Одесский. Практически на протяжении 52 лет штаб Виленского округа располагался во дворце Паца, который и поныне находится в Вильнюсе на улице Диджёйи, 7.
В 1914 году территория России была разделена на 12 военных округов. В связи с началом Первой мировой войны Вильнюсский и Варшавский округа решено было упразднить. А вместо них создать аналогичные структуры, руководство которых находилось в Минске и Двинске (ныне Даугавпилс).
Главное управление не препятствует…
3 мая 1912 года комиссия, созданная по распоряжению начальника инженеров Виленского военного округа, проверила и подтвердила все выводы, сделанные комиссией Д. Барейко. Через два дня акт был направлен в электротехническую часть Главного инженерного управления, где окончательно был определён участок под аэродром в Лиде.
В конце мая на имя начальника инженеров Виленского округа пришла телеграмма из Главного инженерного управления: «Главное управление не встречает препятствий к устройству аэродрома в Лиде».
В августе того же года в Лиде был образован авиационный центр, в который входили 2-й, 3-й, 4-й, и 20-й корпусные отряды, два армейских отряда и один отряд особого назначения.
Уже в 1912 году строительная комиссия под руководством генерал-майора И. Каннабиха приступила к строительным работам на выбранном участке. За лето были построены склады авиационного имущества, казармы, навесы, устроена взлётно-посадочная полоса.
Когда аэродром был подготовлен к эксплуатации и когда приземлился первый самолёт – на сегодняшний день точно пока не установлено.
Но, по имеющимся документам, летом 1913 года с лидского аэродрома самолёты и дирижабли уже поднимались в воздух.
Воздушный мост Лида – Вильна
Событие, которое случилось в Вильнюсе утром 27 августа 1913 года, произвело огромное впечатление на жителей города. Местная газета «Вечерний вестник» в этот день писала: «Дирижабль в Вильне! Сегодня в 8 часов утра над городом плавно носился военный дирижабль. На Немецкой, Завальной и Большой улицах он спускался так низко, что явно была видна гондола, в которой сидело несколько человек. Дирижабль был украшен двумя небольшими русскими флагами. Его появление вызвало большое оживление в толпе. Кричали «Ура!» и т.д. Дирижабль опустился на военном поле».
Для лучшей ориентации в географии полётов этого дирижабля в виленском небе считаю необходимым напомнить, что улицы, над которыми он пролетал, в начале прошлого века именовались как Немецкая, Большая и Завальная, ныне называются соответственно – Вокечю, Диджёйи и Пилимо. А военное поле – это Северный городок. Именно тогда на карте нашего города и появилась улица Лётчиков, которая существует и по сей день, но уже под названием Лакуну.
На следующий день местные газетчики не оставляют без внимания факт прилёта в город дирижабля. Такое случалось не часто.
«Вечерний вестник» в статье «Воздушный гость» информирует своих читателей: «Относительно прибывшего вчера в Вильну военного дирижабля выясняется, что он прилетел из Лиды с целью произвести испытания, можно ли на лету на высоте 900-1000 метров проводить топографические съёмки. Задача эта была возложена на штабс-капитана Шепилева, который убедился, что с применением соответствующих инструментов съёмки вполне возможны. Перелёт из Лиды в Вильну был совершён в течение трёх часов со скоростью 40 вёрст в час. Дирижабль состязался в скорости с пассажирским поездом, шедшим в Вильну. Последний был побеждён.
Интересное впечатление, которое производит дирижабль на домашний скот. Последний при виде дирижабля приходит в панический ужас и спасается бегством от «чудовищной птицы». Сегодня на дирижабле производится починка. Время его отлёта пока неизвестно».
Сколько интересной информации в этой короткой газетной статье! Во-первых, оказывается, что первые эксперименты по аэрофотосъёмкам с использованием дирижаблей производили воздухоплаватели из Лиды, и это происходило на участке между Лидой и Вильнюсом. Во-вторых, во время этого полёта было доказано превосходство скоростных параметров дирижабля над соответствующими показателями железнодорожного транспорта. И, в-третьих, подтвердился факт, что не всё живое воспринимает встречу с дирижаблем так же радостно, как это продемонстрировали жители нашего города днём раньше.
На следующий день, 29 августа, после выполнения ремонтных работ военный дирижабль № 9 Лидского воздухоплавательного парка вылетел обратно в Лиду. Это случилось в 4 часа пополудни. Очевидцы, среди которых был и репортёр «Вечернего вестника», утверждают, что дирижабль пролетел над Георгиевским проспектом (ныне это проспект Гядимино) так низко, что можно было ясно разглядеть фигуры людей в гондоле.
Так завершился один из первых визитов лидских воздухоплавателей в Вильно, который заложил основу воздушного сообщения между нашими городами.
Из Лиды в Вильну летали не только на дирижаблях. Большое количество полётов выполнялись на самолётах, которые базировались на Лидском аэродроме. Вот что рассказывает об одном из них газета «Виленский вестник» от 18 апреля 1914 года: «Третьего дня, около 8 часов вечера, в район расположения 169-го пехотного Ново-Троицкого полка опустился прилетевший из Лиды аэроплан с военным лётчиком поручиком Альбрехтом и механиком унтер-офицером Белогубенко. В назначенное время прибыл командир его авиационной роты в Лиде капитан Рещиков. Поручик Альбрехт был встречен командиром 169-го пехотного Ново-Троицкого полка полковником Якимовским во главе с офицерами полка, пригласившими офицеров-воздухоплавателей в офицерское собрание разделить хлеб-соль.
Вылет из Лиды в 6 часов 20 минут, 89 вёрст – за 2 часа 30 минут (при сильном встречном ветре), при нормальных условиях полёта – 45 минут.
Вчера вечером, начиная с 5 часов вечера, им было совершено несколько красивых полетов с пассажирами: супруга одного из ротных командиров О.И. Лесовская, командир полка – Якимовский, поручики Мейшельский и Павловский. Собравшаяся тысячная толпа с интересом за этим наблюдала.
Начиная со следующего дня в Вильно из Лиды будут летать аэропланы, совершая практические полёты».
Однако не все полёты лидских лётчиков были столь успешными. «Виленский вестник» 4 мая 1914 года пишет: «Прилетевший 2 мая штабс-капитан Талчеев, поднявшийся вечером около 5 часов дня, на военном поле задел за калильный фонарь, находившийся в расположении казарм 169-го пехотного Ново-Троицкого полка. Лётчик упал вместе с аппаратом, получил рваные раны на глазах и голени. Карета «скорой помощи» доставила раненого в военный госпиталь. Здоровье потерпевшего удовлетворительно».
Сто лет спустя…
Со времён постройки аэродрома в Лиде над ним пронеслись четыре войны: Первая мировая, советско-польская 1919-1921 гг. и советско-польская 1939 года, Великая Отечественная война 1941-1945 годов. И каждая из них оставила свой отпечаток.
…Новейшая страница в истории Лидского аэродрома была открыта летом 2010 года, когда сюда была перебазирована 116-я гвардейская Краснознамённая Радомская бомбардировочно-разведывательная авиационная база. Спустя некоторое время произошло объединение 116-й гвардейской и 206-й штурмовой авиабазы. Новое образование получило название 116-я гвардейская Краснознамённая Радомская штурмовая авиационная база. На её вооружении стоят штурмовики «Су-25». Уже 1 сентября на аэродроме Лида были проведены первые полёты.
На территории аэродрома дислоцируется 206-й центр подготовки лётного состава. С 21 декабря 2005 года сюда поступили первые учебно-тренировочные реактивные самолёты «Л-39». В Южном городке базируется Первый радиотехнический центр, который охраняет воздушные рубежи Республики Беларусь и обеспечивает полёты лётного состава, находящегося на аэродроме.
…Возвращаясь к лётному полю на территории вильнюсского военного городка, необходимо отметить, что оно стало вторым аэродромом на виленской земле. Первым местом в нашем городе, где виленцы в 1910 году впервые увидели показательные полёты Габера Влынского и Сципио дель Кампо, а в 1911 году были очарованы выступлением Сергея Уточкина, было скаковое поле на Поспешках, что находилось в конце Антакальниса. Здесь совершали посадки пилоты, которые летели через наш город, выполняя дальние перелёты. В 1911 году всё тот же Сципио дель Кампо приземлялся на ипподроме при выполнении перелёта Варшава–Санкт-Петербург.
В июле 1913 года здесь произвёл посадку французский авиатор де Мулинэ, который выполнял перелёт Париж – Санкт-Петербург. Сто лет назад через наш город прошла воздушная линия, связавшая Париж, Берлин, Варшаву и Петербург.
Но это уже тема другого рассказа, который будет опубликован на страницах одного из ближайших номеров нашей газеты.
Статья в сокращённом виде была опубликована в газете «Обзор» (Литва), 2013, № 12 (845), 21-27.03.2013