Деятельность Секции в 1988 г.

26 января 1988 г.

Председатель заседания – ?.

Присутствовало: ? чел.

Доклад: 1. Бушуев К.В. «И.В. Четвериков – человек и конструктор».

  1. Дмитриев И.А., Кужелев А.В. «Воспоминания о И.В. Четверикове».

Заседание Секции посвящено памяти известного советского авиаконструктора, учёного, преподавателя и авторитетного члена секции И.В. Четверикова (1925-1987), скончавшегося 31.07.1987 г.

Первым слово взял К.В. Бушуев, бывший в своё время заместителем Четверикова по КБ.

Далее сотрудники КБ И.А. Дмитриев и А.В. Кужелев поделились своими воспоминаниями о И.В. Четверикове и совместной работе с ним. Затем выступила дочь, детский врач Четверикова Марина Игоревна (1942 г. рожд.). На заседании также присутствовала дочь авиаконструктора морских гидросамолётов Д.П. Григоровича – Роксана Дмитриевна.

16 февраля 1988 г.

Председатель заседания – ?.

Присутствовало: 20 чел.

Доклад: 1. Чесноков Г.П. «50 лет со дня гибели дирижабля “СССР В-6”».

  1. Филиппов В.В. «Аэростаты Ленинградского фронта».
  2. Броуде Б.Г. «Современное состояние дирижаблестроения».

Заседание Секции посвящено вопросам воздухоплавания.

Первым сообщением должен был прозвучать доклад И.А. Натурина «Памяти Федосеенко и Усыскина», но по причине его болезни вместо него с не менее интересным докладом выступил один из самых активных в эти годы членов Секции – Г.П. Чесноков. По случаю скорбной даты: 50-й годовщины гибели крупнейшего советского дирижабля “СССР В-6”, построенного под руководством знаменитого итальянского конструктора-воздухоплавателя Умберто Нобиле, – Геннадий Павлович рассказал об истории создания и полётах дирижабля. В начале 1938 г. дирижабль должен был открыть первую в стране грузопассажирскую дирижабельную линию Москва-Новосибирск. Но в связи с необходимостью снятия со льдины Северного Ледовитого океана четвёрки папанинцев, было принято решение направить В-6 в испытательный полёт Москва-Мурманск-Москва для оценки готовности дирижабля к сложному полярному перелёту.

Со вторым докладом о героических буднях применения аэростатов на Ленинградском фронте выступил воздухоплаватель со стажем В.В. Филиппов, командовавший воздухоплавательным дивизионом в годы Великой Отечественной войны. Он построил свой доклад на чтении отрывков из своей книги о военных воздухоплавателях, которую он сдал для публикации в Воениздат.

Авторитетный историк воздухоплавания и дирижаблестроитель Б.Г. Броуде доложил о современном состоянии дирижаблестроения в стране и мире. Борис Григорьевич, как и предыдущий докладчик, сделал обзор на основе своей книги «Воздухоплавательные летательные аппараты», изданной в 1976 г.

15 марта 1988 г.

Председатель заседания – ?.

Присутствовало: ? чел.

Доклад: 1. Чесноков Г.П. «Махолёт: от идеи до машины».

  1. Иванов А.В. «80 лет со дня рождения конструктора Люлька А.М.».
  2. Король В.В. «От “Гранда” до “Муромца”».

Бывший гл. инженер 23-го авиационного корпуса ПВО (Дальний Восток) Г.П. Чесноков, пришедший в Секцию в конце 1970-х гг., довел до членов секции историю махолётов (орнитоптеров). Как бывший работник инженерно-авиационной службы (ИАС) он со знанием дела констатировал, что Икар стал первым нарушителем Правил лётной эксплуатации. Далее докладчик сделал обзор, созданных в мире орнитоптеров, сообщив коллегам, что на данный момент известно более 300 проектов махолётов. Из последних известных отечественных аппаратов это махолёт доцента из МАИ В. Киселёва: модель летала на корде.

Техник аэропорта Пулково, дотошный историк авиации А.В. Иванов рассказал собравшимся о научной биографии Архипа Михайловича Люлька – выдающегося конструктора авиационных двигателей. Доклад посвящён 80-летию со дня рождения конструктора.

Журналист и исследователь отечественной дореволюционной авиации В.В. Король рассказал коллегам историю создания конструктором И.И. Сикорским первого в мире четырехмоторного бомбардировщика “Ильи Муромца”.

12 апреля 1988 г.

Председатель заседания – ?.

Присутствовало: ? чел.

Доклад: 1. Соколов В.С., Рябошапка П.П. «Космические корабли многоразового использования».

  1. Беляков А.И. «М.К. Тихонравов. Штрихи к портрету».

В честь Дня космонавтики заседание Секции состоялось в Музее “Газодинамическая лаборатория” (Иоановский равелин Петропавловской крепости) и было посвящено космической тематике.

Соколов Владислав Сергеевич, который ещё в 1930-х гг. работал в ГДЛ вместе с В.П. Глушко (ныне Генеральный конструктор НПО “Энергия” – головного разработчика советской универсальной ракетно-космической транспортной системы “Энергия-Буран”), и Рябошапка Пётр Петрович, имевший непосредственное отношение к разработке УРКТС “Энергия-Буран” (но в те годы об этом мало кто знал – от авт.) рассказали собравшимся о концепции космических кораблей многоразового использования на примере иностранных проектов и уже широко эксплуатировавшейся США многоразовой транспортной космической системе Space Shuttle (через месяц, 15 мая 1988 г., на космодроме Байконур состоится первое лётное испытание, старт РН “Энергия” – тяжёлого носителя отечественного многоразового орбитального корабля “Буран” – т.е. системы, аналогичной американской Space Shuttle – от авт.).

Вторым докладом прозвучало сообщение Аркадия Ивановича Белякова, который по личным воспоминаниям (по работе в НИИ-4 МО СССР – от авт.) рассказал об одном из пионеров отечественной космонавтики, “отце” первого искусственного спутника Земли – Михаиле Клавдиевиче Тихонравове.

На заседании присутствовал корреспондент официального органа Ленинградского военного округа, газеты «На страже Родины».

12 мая 1988 г.

Председатель заседания – ?.

Присутствовало: 32 чел.

Доклад: 1. Копанев В.И. «Вклад учёных Военно-медицинской академии в развитие авиационной медицины».

  1. Солодкий Т.С. «Д.П. Григорович. Жизнь и творчество».
  2. Григорович Р.Д. «Воспоминания об отце».

Заседание Секции истории авиации и космонавтики ЛО СНО ИЕТ проходило на кафедре авиационной медицины Военно-медицинской академии (ул. Комиссара Смирнова, д.10), поэтому заседание открыл доклад начальника кафедры, генерал-лейтенанта Василия Ильича Копанева, который доложил членам секции о вкладе учёных Военно-медицинской академии в развитие авиационной медицины. После чего провёл 1,5-часовую экскурсию по лабораториям кафедры. Многие увидели для себя много интересного и всем очень понравилось.

Поскольку очередное заседание Секции проходило в год 105-й годовщины со дня рождения знаменитого отечественного авиаконструктора Дмитрия Петровича Григоровича, то темы следующих докладов были посвящены его жизни и деятельности. О чём со вторым докладом и выступил один из активнейших членов секции и подлинный историк авиации Т.С. Солодкий.

Воспоминаниями о своём отце поделилась с собравшимися дочь Д.П. Григоровича – Роксана Дмитриевна, внеся в эту знаменательную дату много подлинного, интересного и личного.

О Д.П. Григоровиче слово взял также старейший член секции Иван Ананьевич Натурин и интересные дополнения о создании и работе ЦКБ-29 ОГПУ (где работал Д.П. Григорович) сделал историк Владимир Петрович Иванов.

26 сентября 1988 г.

Председатель заседания – ?.

Присутствовало: ? чел.

Доклад: 1. Соколов В.С. «80 лет со дня рождения В.П. Глушко».

  1. Король В.В. «100 лет со дня рождения ряда лётчиков: К.В. Акашева, Е.Д. Карамышева и др.».

Заседание Секции проходило в конференц-зале Центральной Военно-морской библиотеки (ныне Инженерный замок – от авт.).

По случаю 80-летия со дня рождения генерального конструктора НПО “Энергия” В.П. Глушко (к сожалению, сейчас в больнице) его соратник и сподвижник по ГДЛ В.С. Соколов рассказал о творческом пути Валентина Петровича.

Со вторым докладом выступил В.В. Король который рассказал о русских лётчиках Акашеве, Е.Д. Карамышеве, С.А. Ноздровском, Г.В. Янковском и др. С дополнениями выступила также дочь Карамышева – Анна Евгеньевна. Она рассказала, что отец был также главным инженером “Дирижаблестроя”, исследовал воздушные пути Севера, открывал и делал посадочные площадки у озера Байкал. Затем его репрессировали и сослали в Воркуту, где он и закончил свой жизненный путь. А её как дочь “врага народа” не приняли в МАИ, но ей удалось поступить в МАДИ и всю жизнь она проработала на ЗИЛе. На заседании присутствовал также внук С.А. Ноздровского, который, к сожалению, не смог сообщить что-либо интересного о своем деде. Он с родителями жил в Ленинграде, а дед парализованный жил в Москве, поэтому видеться им доводилось не часто, а т.к. ему в то время было всего 8 лет, то он мало что запомнил из тех лет.

18 октября 1988 г.

Председатель заседания – Гуляев С.А.

Присутствовало: 21 чел.

Доклад: 1. Скалин Л.Н. «А.Ф. Можайский и его работы по созданию самолёта. К 165-летию со дня рождения».

  1. Чесноков Г.П. «Опираясь на силу мускулов».
  2. Сафронова Н.М. «Сообщение о заседании секции в 1989 г.».

Заседание Секции проходило, как и прошлый раз, в конференц-зале Центральной Военно-морской библиотеки (Инженерный замок).

Леонид Николаевич Скалин по случаю 165-летия со дня рождения А.Ф. Можайского рассказал о нём и его работе по созданию первого в нашей стране летательного аппарата тяжелее воздуха, прообраза будущего самолёта. Также докладчик сообщил собравшимся некоторые моменты из жизни Можайского. Так, например, он прекрасно рисовал, а также о том, что много материалов о деятельности Можайского собраны и хранятся в Центральном Военно-морском архиве. К сожалению, несмотря на более чем часовое сообщение, по словам членов секции, докладчик не сообщил ничего нового, часто отвлекаясь от темы и будучи верным принятому в то время уверенности, что полёт Можайского всё же состоялся. Тем не менее значимость фигуры А.Ф. Можайского для повышения национального самосознания не подвергается сомнению и с этим все согласились.

Ввиду ограниченности времени из-за превышения регламента предыдущим заказчиком, занимательный рассказ о мускулолётах Г.П. Чеснокова оказался немного скомканным. Однако вызвал неподдельный интерес.

В заключении, Н.М. Сафронова сообщила о предстоящем приезде в мае 1989 г., к 100-летию И.И. Сикорского, его сына – Игоря Игоревича Сикорского. В связи с чем, принято решение провести майское заседание Секции и встречу с ним в стенах Академии Гражданской авиации.

22 ноября 1988 г.

Председатель заседания – ?.

Присутствовало: ? чел.

Доклад: 1. Иванов А.В., Фитцев В.Н. «Творческий путь А.Н. Туполева».

  1. Солодкий Т.С. «Ту-16».
  2. Фитцев В.Н. «Библиография о А.Н. Туполеве».

Заседание Секции было посвящено 100-летию со дня рождения выдающегося советского авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева и состоялось в стенах Академии Гражданской авиации (Авиагородок, ул. Пилотов, д. 38).

С первым сообщением выступил А.В. Иванов, который совместно с В.Н. Фитцевым, подготовил доклад о творческом пути А.Н. Туполева.

Второй доклад Т.С. Солодкий посвятил фронтовому бомбардировщику КБ А.Н. Туполева Ту-16. Но поскольку, данная машина ещё находится на вооружении советских ВВС, то докладчик ограничившись констатацией открытых тактико-технических характеристик самолёта, сделал упор на рассказ о своих личных впечатлениях о полётах на этом самолёте в качестве штурмана-оператора. Впервые он взлетел на нем в 1956 г.

По окончании заседания В.Н. Фитцев озвучил коллегам библиографию книг, рассказывающих о жизни и деятельности А.Н. Туполева.

13 декабря 1988 г.

Председатель заседания – Гуляев С.А.

Присутствовало: 14 чел.

Доклад: 1. Иванов В.П. «Самолёт И-180: проблемы истории его создания».

  1. Чесноков Г.П. «Памятные даты 1989 года».
  2. Гуляев С.А. «Итоги работы секции за 1988 год».

Биограф Н.Н. Поликарпова В.П. Иванов в течении часового доклада рассказал собравшимся об истории создания истребителя И-180 и его версии причины гибели лётчика-испытателя В.П. Чкалова при испытаниях этого самолёта.

Г.П. Чесноков выступил со вторым сообщением, в ходе которого он ознакомил членов секции с предстоящими памятными датами на 1989 г.

В заключении председатель секции С.А. Гуляев подвёл итоги работы Секции в 1988 году.

В закладки: постоянная ссылка.


Понравилась статья? Поделись ссылкой с друзьями:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *