Из ИИПС – в космос

воздухоплаватель и авиатор Рынин23 декабря 2017 года исполнилось 140 лет со дня рождения выдающегося выпускника Института инженеров путей сообщения (ИИПС) Николая Алексеевича Рынина – инженера путей сообщения, основоположника советской инженерной графики, воздухоплавателя со званием пилота-аэронавта, основоположника подготовки инженеров воздушного флота, доктора технических наук, профессора.

Биография и творческий путь Николая Алексеевича подробно описаны в монографии профессора Б.Ф.Тарасова, много лет заведовавшего кафедрой «Начертательная геометрия и графика» нашего вуза. Чертёжный зал кафедры носит имя Н.А. Рынина, который возглавлял эту кафедру с 1918 по 1930 год.

Николай Алексеевич Рынин родился 11 (23) декабря 1877 года в Москве, в 1886 году окончил симбирскую гимназию с хорошими и отличными оценками. Летом того же года он сдаёт конкурсные экзамены и поступает в ИИПС.

Обложка книги Б.Ф.Тарасова о Н.А. Рынине

В вузе, за время прохождения практик, Рынин приобретает опыт как в России, так и за рубежом — во Франции, Финляндии, Швейцарии, Англии. На V курсе он выполняет курсовую работу на реальную тему проектирования ледореза моста через реку Урал — 30 (!) листов чертежей и пояснительная записка. В это же время он и сам консультирует в чертёжном зале студентов по курсовым и дипломным проектам.

В 1901 году Николай Алексеевич оканчивает наш вуз третьим по успехам среди 177 выпускников. Знания и опыт, полученные Рыниным за время обучения в вузе под руководством выдающихся преподавателей и учёных, позволили раскрыться его таланту инженера и педагога. После окончания вуза Н.А. Рынин, работая на Николаевской железной дороге, совмещал это с преподаванием начертательной геометрии и строительной механики в ИИПС.

С 1907 года началось увлечение Николая Алексеевича воздухоплаванием. Тогда он совместно с профессором нашего вуза Н.Н. Митинским принял активное участие в создании Имперского Всероссийского аэроклуба (ИВАК), а в 1908-м они создали в ИИПС воздухоплавательный кружок. В 1910 году Рынин установил рекордный подъём на воздушном шаре (6400 м) и получил звание пилота-аэронавта; в 1911-м он получил право управления аэропланом и звание «пилот-авиатор». С 1909 года Н.А. Рынин начал читать в ИИПС лекции по воздухоплаванию и предложил проект аэромеханической лаборатории.

В 1920 году по инициативе Николая Алексеевича в нашем вузе был создан факультет воздушных сообщений, деканом которого он был до 1928 года. А в 1921-м он был утверждён профессором воздушных сообщений.

В 1930 году на базе факультета воздушных сообщений ИИПС был образован Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота, куда в 1931-м Николай Алексеевич перешёл заведовать кафедрой воздушных сообщений. В 1936 году он был утверждён в учёном звании доктора технических наук.

С начала 1920-х годов Николай Алексеевич начинает заниматься проблемами ракетной техники и космических полётов. Им написано около сорока работ по этой теме. Ещё в 1918 году ему одному из первых попадает на техническую экспертизу проект космической ракеты Н. Кибальчича. Особое место в трудах Н.А. Рынина занимает его космическая энциклопедия «Межпланетные сообщения», содержащая девять томов общим объёмом 1608 страниц и 976 рисунков, выпущенная с 1928 по 1932 год.

Николай Алексеевич Рынин диплом аэронавтаНиколай Алексеевич был знаком с выдающимися учёными и конструкторами в области аэронавтики, такими, как К.Э. Циолковский, Н.Е. Жуковский, И.И. Сикорский, A.M. Кованько. С ними он встречался в апреле 1914 года на III Всероссийском воздухоплавательном съезде, проводившемся в Актовом зале нашего вуза. Именно о Н.А. Рынине Циолковский написал: «Рынин своими прекрасными работами <…> особенно способствовал распространению идей звездоплавания».

Николай Алексеевич Рынин, к сожалению, не увидел триумфа нашей космонавтики — запуска 4 октября 1957 года первого в мире советского искусственного спутника Земли. Он умер во время войны, 28 июля 1942 года, после эвакуации в Казань, где и похоронен на Арском кладбище. Имя его навсегда вошло в историю отечественной науки. За большие заслуги в развитии ракетной техники и космонавтики именем Рынина назван один из кратеров на обратной стороне Луны.

Статья «Из ИИПС — в космос. К 140-летию со дня рождения Н.А. Рынина» была опубликована в газете «Наш путь» (ПГУПС г. С.-Петербург), №12 (344).

Попов Григорий Александрович,

ветеран Университета, к.т.н., доцент

Закладка Постоянная ссылка.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *