Взлётной полосе Вильнюсского аэропорта – 55 лет!

Все, кому приходится пользоваться услугами авиации, будь то военной или гражданской, прекрасно понимают, что немаловажную роль в обеспечении безопасности полётов играет состояние взлётно-посадочной полосы (ВПП), а посему за ней необходимо постоянно присматривать и ремонтировать. Таким образом, ремонт ВПП – процесс необходимый и неизбежный.

Настал такой момент и для Вильнюсского аэропорта. С 14 июля по 17 августа (2017 г. – Прим.авт.) воздушная гавань литовской столицы полностью останавливает свою работу и в течение 35 календарных дней пройдёт реконструкция, во время которой предстоит полностью заменить старое покрытие и укрепить основу полосы, оборудовать новую дренажную систему, реконструировать систему управления световым оборудованием…

У руководства аэропорта и мыслей в голове не было, что завершение работ придётся на юбилейную дату в истории вильнюсской авиации. Именно в этот день исполняется 85 лет с начала регулярных полётов в Вильнюсе. Как государственное предприятие «Литовские аэропорты», филиалом которого является Вильнюсский аэропорт, будет чествовать успешное завершение работ и как отметит юбилей, говорить пока рано. А вот о том, как торжественно город встречал первый рейс 85 лет назад на виленском аэродроме, предлагаю нашим читателям узнать, ознакомившись с материалами виленских газет того времени.

«LOT» в виленском небе

…17 августа 1932 года на виленском аэродроме, что неподалёку от железнодорожной станции Порубанок (ныне – Киртимай), в 12 часов 35 минут совершил посадку трёхмоторный самолёт «Фоккер» польской авиа­компании «LOT», который выполнял первый полёт по маршруту Варшава–Вильно–Рига–Таллин.

«Виленский аэродром в Порубанке, – писала газета «Русская речь», издаваемая в то время в Вильне, – принарядился по-праздничному: повсюду были развешены польские, латвийские и эстонские флаги. При входе на аэродром между двух декорированных зеленью мачт была протянута тесьма, перед которой остановился спустившийся плавно «Фоккер». Аэродром плотной массой окружила прибывшая из города публика, и перед «Фоккером» разместились почётные гости во главе с виленским воеводой господином Бечковичем, который в своей приветственной речи указал на большое значение новой воздушной линии.

Прибытие высоких гостей ы аэропорт ВильнюсаОт имени города говорил вице-президент господин Чиж. После речей оркестр исполнил польский, латвийский и эстонский народные гимны, а затем виленский воевода перерезал тесьму. Этим закончилась официальная часть приёма в Вильне прилетевших к нам из Варшавы двух «Фоккеров»; затем представители печати и почётные гости осмотрели оба аппарата. После небольшой остановки в Вильне первый «Фоккер» отправился в дальнейший путь – в Ригу и Таллин, второй остался в Вильне и совершил полёты с пассажирами над городом».

Запись на эти полёты принималась организаторами торжеств заблаговременно. Чтобы все желающие жители Вильно смогли принять участие в торжествах на аэродроме, был организован специальный поезд до Порубанок.

Таким образом виленский аэродром 85 лет назад получил статус аэропорта, и не просто аэропорта, а стал воздушными воротами международного класса. Ибо на участке Варшава – Вильно перелёт классифицировался как полёт на местных воздушных линиях, так как самолёт летел из аэропорта столицы польского государства в периферийный польский аэропорт Вильно. А вот дальнейший перелёт в Ригу и Таллин уже являлся международным. Инициаторами этого трансбалтийского маршрута вокруг Литвы стали авиаторы Польской Республики.

Об открытии воздушной линии по маршруту Варшава–Вильно–Рига–Таллин виленская газета «Русская речь» опубликовала сообщение задолго до начала полётов. 4 июня газета напечатала следующую информацию: «В связи с ожидаемым в ближайшее время открытием воздушно-пассажирского сообщения по линии Варшава–Вильно–Рига–Таллин приступили к работам по расширению аэродрома в Порубанке. Сообщение между городом и Порубанком будет налажено при помощи специальной автобусной линии».

Виленский магистрат принимает специальное решение о строительстве подъездной дороги к Порубанку. А техническая комиссия магистрата подготовила документы по расширению действующего на тот момент аэродрома, на котором тогда располагался Виленский студенческий аэроклуб.

В то время лётное поле аэродрома представляло собой земельный участок 800 метров в длину и 400 в ширину. Этого было достаточно для организации полётов военных и туристических самолётов. Однако для обеспечения безопасного взлёта и посадки пассажирских самолётов типа «Фоккер» лётное поле необходимо было увеличить в два раза. Работы необходимо было завершить 15 августа, то есть за два дня до начала полётов. И это сделать удалось.

В «Атласе польских аэродромов», изданном в Варшаве в 1933 году, о виленском аэродроме сообщалось, что он является собственностью Виленского городского магистрата. Координаты аэродрома, то есть контрольная точка аэродрома (КТА), составляли 54 градуса 38 минут географической широты и 25 градусов 17 минут географической долготы. Кстати, в сегодняшних авиационных документах КТА Вильнюсского международного аэропорта отражена практически теми же цифрами, но с точностью до секунд, а именно: 54 градуса 38 минут 13 секунд и 25 градусов 17 минут 16 секунд.

В середине лётного поля, размеры которого с запада на восток – 700 м, а с северо-востока на юго-запад – 800 м, был нарисован белый круг с надписью «WILNO». ВПП на аэродроме не было. Самолёты взлетали и заходили на посадку, используя показания ветроуказателя, установленного на лётном поле.

В июне отдел гражданской авиации Министерства сообщений Польши издаёт распоряжение об открытии на аэродроме авиационной радиостанции. Она была установлена в районе Бурбишкес и позволяла вести устойчивую радиосвязь с экипажами самолётов, выполнявших полёты в районе виленского аэродрома.

Спустя 85 лет руководство государственного предприятия «Литовские аэропорты» решило достойно встретить эту юбилейную дату и 17 августа 2017 года в 23 часа 59 минут завершить работы по реконструкции взлётно-посадочной полосы главного аэропорта Литвы – Вильнюсского. За всю историю существования авиации на вильнюсской земле такого щедрого подарка авиаторы не получали ни “за польским часом”, ни во времена Второй мировой войны, когда аэродром переходил из советских рук в германские и обратно и не раз подвергался бомбёжкам то с одной, то с другой стороны (неразорвавшиеся авиационные бомбы находят на территории аэропорта и по сей день), ни за годы советской власти и более чем четвертьвековой период независимости. Полосы ремонтировали постоянно, но не с таким пафосом – всё было скромнее и тише. Я не оговорился, именно – полосы, так как до 1975 года в Вильнюсском аэропорту одновременно эксплуатировались две взлётно-посадочные полосы. Первая была построена в 1946 году (её координаты – 347х167 градусов), а координаты второй, решение о строительстве которой было принято в 1958 году, – 17х197 градусов. Именно она и эксплуа­тируется по сегодняшний день, именно её сегодня и решили полностью реконструировать.

Были ещё и грунтовые полосы, которые использовались для работы легкомоторной авиации, а также на случай аварийной ситуации.

Крылья «Аэрофлота» над Порубанком

…В 1945 году на аэродроме Порубанок, на котором базировались и военные, и гражданские самолёты, началось строительство ВПП с искусственным покрытием по типу «чёрный асфальт» размером 1200х60 метров с курсом 347х167 градусов. Протяжённость рулёжных дорожек (РД) достигала 2330 м. На перроне было предусмотрено 25 мест стоянок (МС) для самолётов. В 1946 году строительство было завершено.

В том же 1946 году было утверждено «Проектное задание на строительство аэропорта Вильнюс». Согласно этому заданию в Вильнюсе планировалось обслуживать четырёхмоторные самолёты, а собственный самолётный парк планировали увеличить до 25 Ли-2 и С-47, а также свыше 60 легкомоторных самолётов.

Здание вильнюсского аэропорта в 1954 годуПлановое задание предусматривало удлинение полосы до 2300 метров, то есть на 1100 метров в южном направлении. При удлинении полосы, соответственно, предполагалось удлинение РД, которые примыкали к существующим. Согласно расчётам, площадь МС должна составлять 76 500 кв. метров, а площадь перрона – 49 000 кв. метров.

Покрытие удлиняемой части ВПП и РД предполагалось выполнить по типу существующего – чёрное щебёночное. Их общая площадь – 87 000 кв. метров. Перрон, МС, предвокзальную и предангарную площади планировалось покрыть асфальтом. Стоимость строительства аэропорта «Вильнюс» в полном объёме, по предварительным расчётам, составляла 45 730 000 рублей. Предполагалось, что он будет аэропортом второго класса круглогодичной и круглосуточной эксплуатации. Он должен был стать аэропортом союзного значения. Планировалось обеспечить работой 1202 человека.

Но этому проекту было не суждено претвориться в жизнь. Согласно письму Главного управления Гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ) от 14 февраля 1948 года, «эксплуатация четырёхмоторных самолётов в Вильнюсском аэропорту в текущей пятилетке не предусматривается, что позволило не включать удлинение существующей полосы и расширение РД в первую очередь строительства. В первую очередь вошло только устройство перрона».

В перспективе, для обеспечения регулярной и безопасной работы двухмоторных Ил-12 и четырёхмоторных Ил-18, которые планировались для Вильнюса, во вторую очередь строительства предполагалось включить удлинение полосы до 1800 метров и расширение существующих РД до 20 метров. При значительной интенсивности полётов Ил-18 и повышения их полётного веса до 70 тонн предусматривалась возможность удлинения полосы до 2300 метров.

В 1953 году на лётном поле Вильнюсского аэродрома была одна ВПП с искусственным покрытием 1200х60 по истинному азимуту 169 градусов 14 минут 6 секунд – 349 градусов 14 минут 6 секунд. В связи с директивой штаба ВВС от 11 апреля 1955 года аэропорт «Вильнюс» был передан на баланс Западного территориального управления ГВФ, тем самым он полностью перешёл в подчинение гражданской авиации.

28 мая 1958 года член коллегии ГУ ГВФ Столяров утвердил Акт комиссии о строительстве в аэропорту «Вильнюс» ВПП в новом направлении с курсом 17 х197 градусов. 31 октября 1958 года было принято Постановление Совета Министров Литовской ССР № 488 «О реконструкции Вильнюсского аэропорта». Схема реконструкции согласована с главным архитектором Вильнюса и одобрена заместителем председателя Совмина Литовской ССР тов. Чистяковым.

Самолёт Аэрофлота в ВильнюсеСогласно расчётам принята длина новой полосы ВПП 1600 м с концевыми полосами безопасности 400 м, то есть полная длина полосы – 2400 м, ширина – 60 м. Ширина лётного поля 550 м, рабочая часть – 350 м, боковые участки безопасности – по 100 м.

Согласно этому документу бетонирование ВПП началось с весны 1960 года. В августе следующего года работы по укладке бетона на полосе №2 были окончательно завершены. 12 декабря 1961 года руководство Литовской отдельной авиагруппой ГВФ доложило в Совет Министров Литовской ССР, что «приняты в эксплуатацию ВПП №2 и перрон, но работы на РД № 2 ещё не завершены. Окончание работ запланировано на 1962 год». Таким образом, в Вильнюсе начали функционировать две взлётно-посадочные полосы.

…В этом году исполнилось 55 лет с начала эксплуатации ныне действующей ВПП в Вильнюсском аэропорту. При этом в головах литовских руководителей на протяжении многих лет неоднократно появлялась идея создания единого Республиканского аэропорта, который географически был бы одинаково доступен для всех жителей Литовской ССР. Но это тема другого рассказа, который появится на страницах «Обзора» в ближайшее время.

Статья опубликована в газете «Обзор» (Литва), № 28 (1070), 13-19.07.2017

Н.В. Жуков

Закладка Постоянная ссылка.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *