К столетию аэродрома Новый Петергоф 1918–2018

К 100-летию Морской Авиации Ораниенбауме муниципальная администрация МО г. Ломоносов издала книгу «В небе Ораниенбаума» группы авторов (Галина Вабищевич, Владимир Журавлёв и Дмитрий Митюрин). В книге рассказывается, что у морских авиаторов Ораниенбаума история началась в 1916 году и продолжалась до сентября 1941 года. А в соседнем городе Петергофе тоже был свой аэродром, история которого началась в 1918 году – 100 лет назад!

Петроград в то время оказался под угрозой захвата интервентами. Граница с буржуазной Эстонией проходила по реке Нарва, но войска противника наступали и уже находились всего в 50 км от Ораниенбаума и Петергофа. На пути захватчиков к Петрограду в водах Финского залива стоит неприступная морская крепость Кронштадт с расположенной там военно-морской базой. От Кронштадта до берега Финляндии всего 15–20 км. Здесь в любой момент можно было ожидать прорыва интервентов: как вооружённых катеров с моря, так и английских самолётов, базировавшихся на финской территории.

Морская Авиация, наряду с воздушной разведкой, должна была прикрывать Кронштадт, порт Ораниенбаум и морской фарватер в Финском заливе от нападения противника. В Ораниенбауме дислоцировался штаб Воздушной бригады особого назначения (ВБОН), состоявшей из трёх дивизионов: 1-й гидроавиадивизион базировался там же – в Ораниенбауме, 2-й гидроавиадивизион был направлен на Волгу в Самару, а 3-й дивизион истребителей находился в Красном Селе. Этот истребительный дивизион и должен был осуществлять противовоздушную оборону Кронштадта и Ораниенбаума.

Новый Петергоф. Фрагмент карты маневров 1913 г.

3-й истребительный дивизион формировался на базе Красносельской морской школы высшего пилотажа. Аэродромом ему служил бывший ипподром у железнодорожной станции Скачки. От Скачек до Кронштадта более 30 км, в то время как от Нового Петергофа до островной крепости всего 13 км. В Новом Петергофе имелся свой ипподром – «место для скачек» бывшего Кадетского корпуса, по необходимости его и использовали для базирования красносельских истребителей. Так началась история аэродрома Новый Петергоф, которая более подробно описана в недавно вышедшей научно-исторической книге «В небе Ораниенбаума. К 100-летию истории Морской Авиации в Ораниенбауме» [1].

Бывший кадетский ипподром окружали высокие старые деревья, создававшие немало трудностей при взлёте, а особенно при посадке. Случалось так, что промахнувшиеся мимо лётного поля или аварийные самолёты задевали за верхушки деревьев и падали прямо в ближайший городской двор. Но базирование авиационного отряда в центре города имело серьёзные преимущества: рядом были автомобильная и железная дороги, готовое жильё для личного состава и другие необходимые условия для размещения лётной части.

Аэродром Новый Петергоф, аэродромное поле слева в нижней части снимка, 1918 г. Фото из коллекции Г. Петрова

В ноябре-декабре 1918 года в Красном Селе был сформирован Особый истребительный авиационный отряд, направленный на фронт под Нарву, впоследствии он получил 4-й порядковый номер. Начальником отряда был назначен морской лётчик Н. И. Евлампиев. Этот отряд весной 1919 года был перебазирован на аэродром в Новый Петергоф, когда под Петроградом сложилась особенно тяжёлая обстановка, и находился здесь до осени. В 1919 году происходили драматические события: восстание гарнизона форта Красная Горка и два нашествия, весеннее и осеннее, Северо-Западной армии генерала Н. Н. Юденича.

В конце августа 1919 года с Северного фронта из-под Архангельска в Новый Петергоф был переброшен 1-й морской истребительный авиационный отряд (1-й МИАО), сформированный в сентябре 1918 года в Красном Селе. В результате очередной реорганизации ВБОН 1-й МИАО был включён в состав Ораниенбаумского гидроавиадивизиона. Лётчики-истребители занимались охраной Кронштадта от налётов вражеской авиации, сопровождали «бомбовозы» (самолёты, вылетавшие на бомбардировки позиций противника), оказывали содействие сухопутным войскам, воюющим против армии Юденича под Петроградом.

Весной 1920 года в 1-м МИАО было всего три лётчика: начальник отряда Н. И. Евлампиев, морлёты  В. В. Петров и Н. Н. Леонтьев. На вооружении отряда имелись три истребителя «Ньюпор-23». В мае произошла очередная реорганизация, и 1-й истребительный отряд авиации Балтийского флота переподчинили командиру морского истребительного дивизиона, сформированного в Новом Петергофе. Этим дивизионом командовал морской лётчик С. В. Гиршфельд.

В истребительном дивизионе имелся и другой, 2-й истребительный отряд под командованием морского лётчика Г. С. Делянова. На вооружении 2-го МИАО состояли три самолёта «Сопвич», на которых летали Н. С. Мельников, В. Л. Яковлев, Я. С. Кононов и В. Г. Шлаттер. Между прочим, во время Гражданской войны на Северном фронте в экипаже с лётчиком Шлаттером в качестве авиамеханика летал будущий Герой Советского Союза В. С. Молоков.

Самолёт «Сопвич 1.2 Страттэр»

Самолёт «Сопвич 1.2 Страттэр» истребительного отряда в Новом Петергофе. 1922–1923 годы. Из коллекции Г. Петрова

В марте 1921 года 1-й истребительный дивизион принимал участие в подавлении Кронштадтского мятежа и вместе с другими авиационными частями временно базировался на Комендантском аэродроме в Петрограде, после чего вернулся в Новый Петергоф. Вскоре штаб истребительного дивизиона расформировали, а входившие в него отряды объединили. При этом личный состав и авиационную технику 2-го отряда передали в 1-й отряд. Таким образом, на Петергофском аэродроме остался только один –  1‑й морской истребительный авиационный отряд Воздушного флота Морских сил Балтийского моря.

Гражданская война закончилась, и постепенно налаживалась мирная жизнь. В 1923 году на вооружение 1-го МИАО поступили восемь истребителей итальянского производства «Ансальдо Балилла» А.1. Кроме них, в отряде имелись: три самолёта «Сопвич Кэмел», три – «Спад-7», два – «Ньюпор-23» и три – «Спад-7». В октябре 1924 года отряд был переименован в 1-й отдельный истребительный морской авиационный отряд Военно-воздушных сил Балтийского моря (1-й ОИМАО). В 1925 году лётчики получили новые голландские истребители «Фоккер» D.VII не менее 12 штук, которые использовались до 1928 года.

В октябре 1926 года 1-й ОИМАО был переименован в 46-й отдельный авиационный отряд Ленинградского военного округа. Его главной задачей оставалась противовоздушная оборона Главной военно-морской базы Кронштадт и порта Ораниенбаум. В этом же году шефство над 46-я авиаотрядом принял Президиум Ленинградского Губпросвета.

Грунтовое лётное поле петергофского аэродрома было маленьким и тесным, размерами всего 700 на 800 метров. Сначала на нём построили один деревянный ангар для самолётов, оборудовали стоянки, гаражи и мастерские, Второй ангар побольше построили в начале 1930‑х годов. На старых аэродромах ещё не было специальных укрытий (капониров) для самолётов. Техника размещалась на стоянках «в линейку» совершенно открыто, а для лётного и технического состава на аэродромном поле устанавливались полотняные палатки. В южной части аэродрома, вдоль железной дороги, в красивом здании бывших конюшен царского времени был устроен тир – непременный атрибут любой войсковой части.

Самолёт Ансальдо «Балилла» у ангаров в Новом Петергофе. 28 сентября 1923 г. Из коллекции Г. Петрова

Прекрасный вид с воздуха на дворец, верхний и нижний парк с фонтанами открывался авиаторам в Новом Петергофе. Фото из альбома П. А. Петрова, опубликовано впервые в книге «В небе Ораниенбаума»

Аэродром был модернизирован в 1929–1930 годах и хорошо оборудован для круглогодичной эксплуатации. Лётное поле расширили за счёт сноса части ветхих построек и вырубки деревьев. Перед Великой Отечественной войной аэродром представлял собой округлое поле размерами примерно 1100 на 1200 метров, в границах от нынешнего Санкт-Петербургского проспекта до железной дороги и от Самсониевской улицы до сети водоёмов Английского пруда. Под управление и разные службы отряда, а также казармы личного состава сначала заняли уже существующие здания. Позднее в северо-восточной части аэродрома возвели дом для проживания семей комсостава (Разводная ул., д. 10) и общежития, они сохранились до наших дней.

В 1931–1935 годах авиационные части морской авиации в Новом Петергофе входили в состав 14-й авиабригады, управление которой находилось в Ленинграде. На петергофском аэродроме дислоцировались: 21‑я истребительная авиационная эскадрилья, 46-й истребительный авиационный отряд, 82-й авиационный парк, 73-й авиационный парк, склады и разные подразделения обслуживания. В дальнейшем авиационные парки были преобразованы в авиаремонтные мастерские (АРМ). На вооружении авиационных частей имелись самолёты-истребители И-4.

В октябре 1935 года была сформирована 31-я истребительная авиационная бригада (31-я ИАБ), состоявшая из 3-й, 4-й и 8-й отдельных истребительных авиаэскадрилий (ОИАЭ). Причём 3-я ОИАЭ формировалась на базе 46-го истребительного отряда. Вскоре лётчикам предстояло переучиться на новые самолёты И-15бис и И-16, которые начали поступать на вооружение. В Новом Петергофе стало совсем тесно, поэтому в 1936 году эскадрильи 31-й ИАБ постепенно перебазировались на новый более просторный аэродром Низино, который строился на открытой местности к юго-востоку от одноимённой деревни. Но управление 31-й ИАБ осталось в Новом Петергофе до расформирования бригады в мае 1938 г.

Лётчики-истребители 3-й ОИАЭ, сформированной в Новом Петергофе, 1936 г. В 3-м ряду в центре – командир неотдельного отряда И. Г. Романенко (будущий ГСС), снизу справа лежит Л. Г. Белоусов (будущий ГСС). Фото из музея Авиации ВМФ РФ

В 1936–1940 годах недалеко от аэродрома, в комплексе построек Английского парка, находилась школа младших авиационных специалистов, затем переведённая в объединённый Учебный центр подготовки младших специалистов Балтийского флота на Сойкинской дороге в Ораниенбауме. В ноябре 1937 года на аэродроме Новый Петергоф формировалась 30-я отдельная штурмовая эскадрилья. В мае следующего 1938 года она была обращена на создание 57-го бомбардировочного полка, подразделения которого базировались на аэродромах Котлы и Беззаботное. В годы Великой Отечественной войны полк был преобразован в 7-й гвардейский штурмовой авиационный Таллиннский Краснознамённый ордена Ушакова полк.

2-я ОШМАС в Новом Петергофе, лето 1939 г. Позже она будет переведена в Ораниенбаум. Из музея Авиации ВМФ РФ

С 1937 года и до окончания Советско-финляндской кампании (ноябрь 1939 – март 1940 гг.) в самом Английском дворце находилось Управление и штаб Военно-воздушных сил Краснознамённого Балтийского флота. В марте 1939 года в здание штаба ВВС КБФ был переведён и отдел противовоздушной обороны (ПВО) КБФ. Аэродром стал как бы «придворным», на него садились самолёты, обслуживавшие командование флота и морской авиации. Новый Петергоф перестал быть местом постоянного базирования крупных авиационных частей. Но на нём оставались 71-й отдельный авиационный отряд ПВО для защиты самого аэродрома, а также звено связи.

С апреля 1939 года в Английском дворце находилось управление вновь сформированной 61-й истребительной авиационной бригады ВВС Балтийского флота. Летом 1940 года Управление ВВС КБФ перебазировалось в Таллин, а управление 61-й ИАБ осталось в Новом Петергофе. Здесь же были созданы  Высшие курсы усовершенствования начсостава ВВС и ПВО ВМФ (ВКУНС), учебная база которых размещалась в Английском дворце. Аэродром использовался курсами в качестве учебного до самого августа 1941 года, после чего курсы были эвакуированы в Ейск.

Лётчик-истребитель Герой Советского Союза лейтенант Шувалов Сергей Михайлович в кабине самолёта И-16, весна 1940 г. Фото из альбома П. А. Петрова, впервые опубликовано в книге «В небе Ораниенбаума»

К сожалению, во время Великой Отечественной войны аэродром Новый Петергоф был занят врагами. Но до этого авиаторы смогли спасти большой запас авиационных двигателей (до 300 штук), которые были сняты с разбитых самолётов на разных аэродромах и свезены на склады Нового Петергофа. Двигатели успели погрузить на машины и вывезти в Ленинград, где в Гребном порту находился Центральный склад ВВС КБФ. Благодаря такому запасу, ленинградские авиаремонтные службы в 1942–1943 годах производили ремонт самолётов в условиях осаждённого города.

Техник звена 3-го Гв. ИАП В. Т. Линник заправляет самолёт, аэродром Борки, 1942 г. Фото из музея Авиации ВМФ РФ

Морские авиаторы Балтики героически сражались за свободу и независимость своей Родины и покрыли себя неувядаемой славой, защищая осаждённый Ленинград и не сдавшийся врагу Ораниенбаумский плацдарм! Отсюда началось победоносное наступление в январе 1944 года после полного снятия блокады Ленинграда. 61‑я ИАБ за подвиги, совершённые во время Великой Отечественной войны, была преобразована в 1-ю гвардейскую истребительную авиационную Выборгскую Краснознамённую дивизию.

После войны петергофский аэродром почти пустовал, лишь изредка здесь садились самолёты управления и связи частей ВМФ. Позднее местность перепланировали, и Разводную улицу протянули до самой железной дороги. В Северной части бывшего Петергофского аэродрома были построены корпуса Высшего военно-морского училища радиоэлектроники им. А. С. Попова (ВВМУРЭ). В настоящий момент это один из филиалов ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия им. Н. Г. Кузнецова». В южной части возвели 14-й микрорайон, который в народе получил особое название «Аэродром», застроенный в 1960–1970-х годах типовыми зданиями из силикатного кирпича.

Лётчик-истребитель Герой Советского Союза Игорь Александрович Каберов. Оригинальная подпись к фотографии: «На месте бывшего Петергофского аэродрома, ныне жилом массиве Петродворца, находится школа. Её пионерская дружина носит имя 1-й гвардейской истребительной авиадивизии ВВС КБФ. О боевых подвигах гвардейцев рассказывает ветеран дивизии Герой Советского Союза полковник запаса И. Каберов». Фото из музея Авиации ВМФ РФ

О балтийских авиаторах напоминает установленная в 1973 году мраморная доска на фасаде здания школы № 529: «Здесь находился аэродром балтийских авиаторов, проявивших героизм и мужество в годы Гражданской и Великой Отечественной войн». В  этой школе функционирует музей 1-й гвардейской истребительной авиационной Выборгской Краснознамённой дивизии, созданный по инициативе ветеранов дивизии, педагогов и школьников. До настоящего времени над школой держит шефство региональная организация ветеранов войны и военной службы авиации Военно-морского флота.

О морской авиации Краснознамённого Балтийского флота в  годы войны написаны тома научных трудов и тысячи книг и статей с воспоминаниями участников. Свой посильный вклад в историю внесли и авторы новой книги «В небе Ораниенбаума», где читатели найдут интересные подробности и о петергофском аэродроме.

Новый Петергоф. Немецкая аэрофотосъёмка 15 августа 1939 г.

Но настоящая история аэродрома Новый Петергоф еще не написана, она ждёт своих исследователей. Например, большая работа в этом направлении была проведена Натальей Ермолаевой, внучкой помощника командира 1-го МИАО в 1921–1927 годах Дмитрия Николаевича Тарасова, Георгиевского кавалера, имевшего более 250 боевых вылетов в Первую мировую и Гражданскую войны.

Новый Петергоф внёс достойный вклад в развитие отечественной морской авиации! Хочется верить, что и книга об этом когда-нибудь увидит свет.

Галина Вабищевич

 

 

 

Журавлёв В.В.Владимир Журавлёв

 

 

 

Статья Журавлёва В.В., Вабищевич Г.Э. «К столетию аэродрома Новый Петергоф 1918-2018» была опубликована в газете «Вестник Петродворцового района» (Лен. обл.) в №12 от 26.07.2017 и №13 от 24.08.2017, а так же под заголовком «100 лет аэродрому Новый Петергоф» в газете «Балтийский луч» (Лен. обл.) в № 2 от 11.01.2019, с.4-5;

ПРИМЕЧАНИЯ:
  1. В небе Ораниенбаума. К 100-летию Морской Авиации в Ораниенбауме / В. В. Журавлёв, Г. Э. Вабищевич, Д. О. Митюрин. 2-е издание – Ломоносов : В. В. Журавлёв и Г. Э. Вабищевич, 2016. – 448 с. – 609 ил. []
Закладка Постоянная ссылка.


Один комментарий

  1. Владимир

    постоянно упоминается «НОВЫЙ Петергоф». дань это моде на НОВУЮ историю, цепная реакция на допущенные кем-то ранее топонимические ошибки или ещё что-то? Раньше Новый Петергоф, и- по заслугам- имел место быть севернее района одноимённой станции , на западе- до канала… И это логично и понятно. Что может у нас , в ПЕТРОДВОРЦЕ, быть СТАРЕЕ собственно ПЕТРО-ДВОРЦА?! Не богадельня ли с храмом Петра и Февронии?! Старый- Петров, Новый- последующих поколений- Коттедж, позже- Нижняя дача и проч. Такого топонимического вандализма в Питере предостаточно. Благо, ленинградцы, как нравственная категория, на нет сходят… А как быть тем, у кого бабки на дачах в Мартышкино в конце 19 века родились и с Юркой Пантелеевым под парусом гонялись, у кого отцы после Блокады, в Суворовском училище НКВД дымовыми шашками на Троицкой горе баловались, у кого матери на курсы торговых работников в СтрельнЮ на трамвае ездили?! Как в «Покровских Воротах»: » …-потерпи, Лёвушка!..»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *