Большие крылья маленькой страны

Восемьдесят лет назад, в июле 1934 года, в истории литовской авиации произошло событие, которое в очередной раз заставило обратить взор крылатой Европы на небольшую, но гордую страну. Вновь заговорили о серьёзном прорыве Литвы в авиационной сфере. Три самолёта Военно-воздушных сил Литовской Республики за 25 дней облетели 12 государств Старого континента.

Идея полёта вокруг Европы зародилась в головах литовских авиаторов ещё в начале 1934 года. Именно тогда знаменитый в то время литовский авиаконструктор и лётчик Антанас Густайтис высказал мысль об организации перелёта трёх самолётов Военно-воздушных сил Литовской Республики, изготовленных по проекту литовского авиаконструктора в цехах литовских авиамастерских руками литовских специалистов (вот когда ещё зарождался современный слоган «Выбирай литовское!»).

Для этих целей было предложено использовать самолёты «ANBO-IV» конструкции А. Густайтиса. Это двухместный самолёт-разведчик с моторами «Bristol-Pegasus» 580 л.с. Его максимальная скорость – 290 км/час. Звено было укомплектовано тремя серийными самолётами ANBO-IV №№ 61-63.

Во время первой встречи были обсуждены организационные нюансы предстоящего полёта. В первоначальных дискуссиях принимали участие пилоты: полковник-лейтенант Густайтис, капитан Гаролис, лейтенант Микенас, лётчики-наблюдатели: капитан Моркус и капитан Намикас, а также старший механик Римкявичюс. Но окончательный список участников перелёта претерпел изменения в связи с событиями 6-7 июня (об этом чуть ниже). Вместо капитана Гаролиса и капитана Моркуса в экипажи были включены капитан Лиорентас и лейтенант Марцинкус.

Во время подготовки предстоящей экспедиции были выполнены два испытательных полёта: 14 мая – перелёт всего звена по маршруту Каунас–Панявежис–Каунас, а 22 июня – полёт вдоль литовской границы.

Полёт мог и не состояться

Окончательное разрешение на выполнение полёта было получено за несколько дней до старта. В политической жизни страны произошли события, которые коренным образом могли повлиять на развитие событий. В ночь с 6 на 7 июня 1934 года в Литве была предпринята попытка военного мятежа. Сторонники отстранённого в 1929 году премьера А. Вольдемараса решили вернуть его во власть. Событие того времени – это тема отдельного и долгого разговора, а посему мы не будем углубляться в его суть, а остановимся лишь на участии в мятеже офицеров литовской военной авиации.

Историки оценивают его неоднозначно. Капитан Е. Гаролис, который был включён в первоначальный состав участников перелёта, сыграл в заговоре не последнюю роль. Именно он в 2 часа ночи 6 июня вылетел из Зарасай в Каунас и доставил в столицу бывшего премьер-министра Вольдемараса. Активное участие в июньском мятеже сыграл другой кандидат – капитан Моркус.

События июньской ночи перепутали планы А. Густайтиса. Капитаны Гаролис и Моркус были осуждены военно-полевым судом, и их участие в перелёте стало невозможным. Их арест за три неполных недели до экспедиции заставил быстро искать замену.

Военное руководство республики после случившегося стало скептически относиться к идее перелёта. Он мог не состояться. Только благодаря настойчивым действиям Густайтиса, которому удалось убедить руководство, что этот полёт только укрепит положение Литвы на международной арене, перелёт состоялся. Он должен был убедить международную общественность в том, что в Литве всё спокойно и военные полностью поддерживают позицию президента и правительства Литовской Республики.

Маршрут и экипаж

Окончательный маршрут и расписание перелёта после дополнительных согласований выглядел так:

25 июня, Каунас–Стокгольм, 715 км; 27 июня, Стокгольм–Копенгаген, 560 км; 27 июня, Копенгаген–Амстердам, 702 км; 28 июня, Амстердам–Брюссель, 176 км; 29 июня, Брюссель–Лондон, 322 км; 3 июля, Лондон–Париж, 350 км; 6 июля, Париж–Марсель, 665 км; 9 июля, Марсель–Рим, 710 км; 11 июля, Рим–Удине; 540 км; 11 июля, Удина–Вена, 334 км; 11 июля, Вена–Прага, 252 км; 13 июля, Прага–Будапешт, 446 км; 14 июля, Будапешт–Бухарест, 684 км; 14 июля, Бухарест–Киев, 790 км; 16 июля, Киев–Москва, 780 км; 19 июля, Москва–Великие Луки, 460 км; 19 июля, Великие Луки–Каунас, 445 км.

Участники перелёта вокруг Европы (слева-направо): Инженер, полковник-лейтенант Antanas Gustaitis, майоры Ю. Liorentas, Ю. Namikas, капитан J. Mikėnas, лейтенант R. Marcinkus и механик К. Rimkevičius у самолёта ANBO-IV, 1934 г. Фото из Литовского центрального государственного архива (LCVA), 0-076536.

Командир звена – полковник-лейтенант Антанас Густайтис, он же пилот первого самолёта, наблюдатель – капитан Намикас. Экипаж второго самолёта: пилот – капитан Лиорентас, наблюдатель – лейтенант Марцинкус; экипаж третьего: пилот – лейтенант Микенас, механик – Римкявичюс.

Как проходил полёт

Подробное его описание можно найти в воспоминаниях участников легендарного перелёта – лейтенанта Йонаса Микенаса и капитана Йонаса Намикаса. В этой статье я хочу остановиться лишь на наиболее интересных моментах экспедиции.

25 июля в 10.00 три самолёта ANBO-IV взлетели с каунасского аэродрома и взяли курс на Стокгольм. Спустя три часа сорок минут литовских лётчиков на столичном аэродроме встречали их шведские коллеги и представители Посольства Литвы во главе с послом Юргисом Савицкисом. Поздравления, речи, фотографии на память, насыщенная программа… Министерство авиации Швеции наградило полковника Густайтиса, капитанов Лиорентаса и Намикаса военными орденами.

Командир перелёта вокруг Европы полковник-лейтенант Antanas Gustaitis (слева) у самолёта ANBO-IV с генеральным консулом Литвы в Копенгагене Bjarne Nielsen (в центре) и начальником военной авиации Дании полковником Förster (справа), Копенгаген, 27 июня 1934 г. Фото “Dansk Presse Фото” из LCVA, Р-00898.

27 июня в 10.00 звено вылетело в Данию. В 13.00 на аэродроме Копенгагена их встречали литовские студенты, обучающиеся в вузах этой страны. Проведя несколько часов в компании весёлых датчан, в 16 часов 20 минут самолёты взлетели, взяв курс на Голландию. Уже в 20.00 литовские соколы приземлились в Амстердаме. Здесь состоялась встреча Густайтиса с его знаменитейшим коллегой, конструктором самолётов «Фоккер» Рейнхольдом Плятцем. На следующее утро в 10 часов 10 минут экипажи были в кабинах своих самолётов и направились в сторону бельгийской столицы. Посадка в Брюсселе состоялась в 10 часов 55 минут.

29 июня в 9 часов утра вылетели в Лондон, и спустя час сорок минут лондонский аэродром встречал гостей из Литвы. Больше всего времени было отведено на встречу с представителями фирмы «Bristol» – двигатели именно этого производителя стояли на самолётах ANBO-IV. Во время пребывания в Лондоне литовский авиаконструктор был представлен принцу Уэльскому.

Фото A. Густайтиса из журнала «Солдат», 1938 г. Из фонда LCVA, Р-01978

3 июля в 14.50 – вылет из Лондона и в 16.20 – посадка на аэродроме в Ле-Бурже, неподалёку от Парижа. Здесь авиаторы были встречены представителями литовского посольства и большой группой французских военных лётчиков. Через три дня, 6 июля, в 7 часов 55 минут распрощались с приветливым Ле-Бурже и взяли курс на Марсель.

В 10.10 шасси ANBO-IV коснулись лётного поля марсельского аэродрома. По своей площади это был один из самых больших аэродромов в Европе. В 15 часов экспедиция покинула Францию и направилась через Средиземное море в Италию. Полёт до римского аэродрома Монтичелли продолжался 3 часа 40 минут. Прибывшие экипажи по традиции встречали представители литовского посольства.

Во время пребывания в Риме делегацию литовских лётчиков принял Б. Муссолини. Во время встречи Густайтис обратился к дуче с приветствием на итальянском языке и подарил ему альбом о Литве. Муссолини в свою очередь заявил, что знает Литву как дружественную страну, а потому её представителей – авиаторов – ему очень приятно видеть. В заключение он пожелал лётчикам дальнейших успехов.

11 июля в 5 часов 30 минут крылатые путешественники продолжили свой полёт. Впереди ждал Удине – небольшой приграничный городок Италии. Перелетев через Апеннины и просторы Адриатического моря, в 8 часов 10 минут звено приземлилось на военном аэродроме. После завтрака и дозаправки в 10 часов авиаторы отправились в Вену. Лететь предстояло через Альпы. В воздухе их сопровождали итальянские пилоты.

В 11 часов 40 минут три самолёта с литовской символикой приземлились в Вене на аэродроме Асперно. Здесь гостей встречало высшее военное руководство страны. Оркестры исполнили гимны обоих государств. Произошёл обмен официальными приветствиями. В 17 часов звено ANBO-IV уже летело в Прагу. Приземлились в 19 часов. Их здесь ждала огромная толпа встречающих. В столице Чехословакии пробыли два дня.

Самолет ANBO-IV № 52 с двигателем Pratt & Whitney «Wasp C», Каунас, 1938 г. Фото из фонда LCVA, Р-03937.

13 июля в 15 часов литовские соколы вылетели в Будапешт и спустя два часа, в 17 часов 5 минут, приземлились на аэродроме венгерской столицы. В 9 часов утра следующего дня делегация вылетела в Бухарест. Полёт до столицы Румынии занял ровно три часа. Через четыре часа, после торжественного обеда и технического обслуживания самолётов, экипажи взяли курс на Киев.

В 19 часов 50 минут киевский аэродром встречал литовских посланников. В Киеве авиаторы пробыли один день. За это время они осмотрели достопримечательности города. Огромное впечатление на них произвело посещение Киево-Печерской лавры. 16 июля в 11 часов 10 минут вылетели из столицы Украины в Москву.

В Москву! В Москву!..

Вот как рассказывает о пребывании в Москве Й. Микенас в своей книге «Полёт жизни»: «16 июля в 11 часов 10 минут вылетели из Киева, а в 14 часов 50 минут произвели посадку на Центральном аэродроме Москвы. Нас встречали советские авиаторы, представители литовского посольства, огромное количество кино- и фоторепортёров. Разместились в гостинице рядом с Манежем. На следующий день посетили Мавзолей Ленина, Художественный музей, осмотрели другие достопримечательности советской столицы. Во второй половине дня ознакомились с работой мастерских по производству самолётов. В один из вечеров командующий авиацией Красной Армии Яков Алкснис устроил приём в нашу честь. Во встрече, проходившей в старинном дворце, приняло участие большое количество советских офицеров. В воскресенье участники нашей делегации были приглашены на авиационный праздник, который проходил на переполненном Тушинском аэродроме. В программе были представлены полёты мастеров высшего пилотажа, групповые полёты, а также показательные прыжки парашютистов. Праздник прошёл на высшем уровне».

А вот как описывает московский этап перелёта другой участник экспедиции – капитан Намикас: «Садимся на Центральном московском аэродроме. Недалеко от встречающих бросается в глаза большой транспарант, на котором огромными буквами написано: «ПРИВЕТ ЛЁТЧИКАМ ДРУЖЕСТВЕННОЙ ЛИТВЫ!». В Москве нас поселили в гостинице для иностранцев. Гостиница и порядок в ней ничем не отличается от других гостиниц Западной Европы. Здесь, в ресторане, звучит музыка в исполнении джаз-банда.

Следующий день начался с официальных визитов: посетили фабрики и осмотрели город. Много чего не увидишь, но кое-какие мелочи обратили на себя внимание. На фабриках интересно наблюдать «Доски почёта» и «Доски позора». Например, на «Доске позора» написано: «Рабочий Николай Грозов опоздал на работу на 5 минут» или такой-то и такой-то работник халатно относится к своим обязанностям, и т.д.

Благодаря сильной пропаганде чувствуется динамика жизни, особенно среди молодёжи. Москва стремительно строится. Строятся жилые дома, строится большое количество гостиниц. Кроме того, огромными темпами развивается строительство подземных железных дорог. Рабочие здесь трудятся и день, и ночь.

Какова частная жизнь, как обеспечены и довольны ли граждане СССР, трудно сказать – для этого необходимо там пожить.

19 июля на аэродроме ещё раз осмотрели огромный советский бомбардировщик – пропагандистский самолёт «Максим Горький»…

…19 июля вылетаем из Москвы через Великие Луки в Каунас. На последнем этапе полёта погода оказалась весьма спокойной – самолёт летел как по маслу».

Домой!

Последний этап многодневного воздушного ралли проходил между Великими Луками и Каунасом. На аэродроме Великих Лук, в ожидании метеопрогноза, задержались на полчаса. Здесь дозаправили топливо и в 15 часов 40 минут взяли курс на Каунас.

В Каунасе встречали коллеги-авиаторы, исполняющий обязанности начальника штаба генерал Шнюкшта, а также большая группа литовских журналистов. Прямо на поле аэродрома прошли первые интервью, во время которых было отмечено, что весь перелёт, официально названный «На своих АNBO вокруг Европы», прошёл без замечаний, согласно установленному расписанию. Моторы «Bristol» и другая техника работали без претензий.

Профессиональные навыки литовских пилотов и высокие лётно-технические параметры литовских самолётов снискали признание и уважение и получили достойную оценку представителей авиационной Европы. Газеты высказывали самые лестные слова в адрес литовских покорителей “пятого океана”. Й. Микенас благодаря работникам литовских дипломатических миссий в странах, через которые проходил перелёт, собрал большое количество газетных публикаций. После завершения проекта они были помещены в альбоме, который передали в Военный музей. Исследователь авиации Литвы Йонас Монкявичюс утверждает, что встречал этот документ в одном из литовских архивов.

Полёт протяжённостью свыше 9000 км был выполнен с пунктуальностью до минуты. За время перелёта участники экспедиции пробыли в воздухе 44 часа и 5 минут. За 25 дней авиаторы посетили столицы 12-ти государств Европы, в общей сложности побывав в 16-ти европейских городах.

…Руководство большинства стран, через которые проходили этапы перелёта, наградили литовских авиаторов орденами и медалями своих государств. А по возвращении на родину шесть литовских соколов, которые с честью пронесли знамя своей страны через 12 европейских государств, остались “не замечены” в своей Отчизне.

Кстати, своеобразная “забывчивость” происходит и 80 лет спустя. Этот героический факт в истории литовской авиации остался не замеченным в СМИ нашей республики. Представители гражданской авиации заявляют, что это были военные лётчики и отмечать эту дату должно военное министерство. Военные сегодня думают о другом. Им не до исторических торжеств…

Чем прогневали героические парни 30-х годов нынешнее поколение?

Фото Николая Жукова историка из Литвы© Н.В. Жуков, 2014.

Статья была опубликована в газете «Обзор» (Литва), 2014, № 29 (914), 17-23.07.2014.

Закладка Постоянная ссылка.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *