Орлы живут долго, а память о них вечно!

К 96-летию дважды Героя Советского Союза, Заслуженного лётчика-испытателя Амет-хана Султана

Об Амет-хане Султане написано так много, что с одной стороны, как историк невольно опасаешься подпасть под влияние многочисленных мифов, а с другой, как удержаться от соблазна рассказать об этом замечательном человеке что-либо новое, ранее неведомое.

Амет-Хан СултанПервые шаги Амет-хана в авиацию были до банального традиционны – Симферопольский аэроклуб. Надо сказать, что к этому времени там уже себя прекрасно зарекомендовала большая группа крымских татар, а Мансур Мазинов, к тому же почти земляк – из Гурзуфа, первый лётчик из числа крымских татар, даже работал инструктором.

Затем была Качинская лётная школа, которая готовила лётчиков-истребителей. В ней крымские татары составляли небольшую, но достаточно колоритную группу. Когда они появлялись в столовой, кто-нибудь из курсантов нарочно громко говорил: «Ура, сегодня опять свинина!» Видя, расстроенные лица Амет-хана и его земляков, все дружно хохотали.

Перед самой войной Амет-хан получил назначение в 4-й истребительный авиаполк Одесского военного округа. Летать ему пришлось на самолёте И-153бис. Самолёт был достаточно надёжный, манёвренный, но максимальная скорость всего 366 км/час. Встретиться с ними пришлось очень скоро. В тот первый год войны каждый боевой вылет – это подвиг! Широко известна, в лётных кругах фраза о том, что лётчик-истребитель живёт только 3 боевых вылета! Вот почему, даже не имея ни одного сбитого самолёта, Амет-хан был представлен к боевому ордену, так как к 5 ноября 1941 г. совершил 21 боевой вылет.

В 1942 году он воюет на полученном по «ленд-лизу» английском истребителе «Харрикейн». Новый самолёт, безусловно, был лучше И-153бис, но по-прежнему не шёл ни в какое сравнение с Ме-109. Вот что писал об этой машине один из советских лётчиков: «Этот громоздкий тихоход развивал предельную скорость около 400 км/час, тогда как Ме-109 перешагивал за 500. К этому он был вооружён пулемётами обычного калибра. Для того чтобы сбить вражеский самолёт, нужно было подойти к нему вплотную. А тяжёлый бомбардировщик типа “Хейнкель-111” сбить из обычных пулемётов вообще чрезвычайно трудно: он был хорошо защищён и живуч».

Теперь становится понятным, почему встретив в небе Ярославля Ю-88, Амет-хан пошёл на таран. Надо сказать, что в тот период практически все, совершившие воздушный таран лётчики, получали звание Героя Советского Союза. Трудно сказать почему, национальная принадлежность тут явно не была помехой, но звания героя ему не дали, но наградили орденом Ленина.

В дальнейшем Амет-хан летает на уже современных самолётах Як-1, Як-7. В самый трудный для нашей авиации 1942 год  он лично сбивает 9 самолётов противника и 19 в групповых боях.

Командующий 8-й воздушной армии принимает неординарное решение – в целях кардинального изменения ситуации на нужном участке фронта собрать в один полк (69 ИАП) лучших лётчиков его воздушной армии. Таким образом, оказались вместе: самый результативный на тот момент лётчик-истребитель Михаил Баранов (20 сбитых), а также молодые, но уже заявившие о себе лётчики Павел Головачев, Владимир Лавриненков, Амет-хан Султан. Некоторое время в полку даже служили женщины лётчики-истребители Екатерина Буданова и Лидия Литвяк.

В 1943 году Амет-хан сбивает ещё 14 самолётов. Успешная деятельность полка асов превзошла все ожидания командующего, и он представил командира эскадрильи уже 9-го гвардейского истребительного авиаполка Амет-хана Султана к званию Героя Советского Союза.

Наградной лист Героя Советского Союза Аметхана СултанаВ войне произошел коренной перелом, фронт покатился на запад. 8-я воздушная армия принимала непосредственное участие в освобождении Крыма, где Амет-хан стал невольным свидетелем трагедии, которая обрушилась на его народ.

Не смотря на циркуляры из политуправления в отношении крымских татар, командующий воздушной армии генерал Хрюкин полностью поддержал своего любимца и вопреки всему даже представил его к очередному ордену.

Друг Амет-хана Владимир Лавриненков становится командиром их полка, а Амет-хана назначают его заместителем.

1944 год в жизни Амет-хана невольно делится на то, что было до депортации и после. Примечательно, что с января по март 1944-й он сбил 4 самолёта. До конца года – больше ни одного, и только уже в 1945-м ещё 6.

Война закончилась и на победителей обрушился щедрый, вполне заслуженный поток наград. К чести комполка Владимира Лавриненкова и командарма Тимофея Хрюкина они представили Амет-хана к званию дважды Героя Советского Союза. К авторитету Хрюкина прислушались и 29.06.1945 Указ был подписан!

Послевоенная судьба складывалась чрезвычайно сложно. Из академии ВВС Амет-хан самовольно ушёл, что автоматически повлекло исключение из кадров. Трудно сказать, как бы сложилась его дальнейшая судьба, если бы не случайная встреча с боевыми товарищами. Хрюкин устраивает его… лётчиком-испытателем!!!

Сейчас, уже задним числом, можно признать, что это было самое оптимальное решение. Формально местом новой службы стал подмосковный город Жуковский, но фактически – весь Советский Союз. Среди плеяды лучших советских лётчиков-испытателей очень скоро Амет-хан вновь стал лучшим. Судите сами: лауреат Сталинской премии (1953), Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1961).  За время испытательной работы он освоил около 100 типов летательных аппаратов!

Встреча лётчиков-космонавтов в Лётно-испытательном институте (г. Жуковский, Московская обл.) с испытателями: лётчиками и парашютистами ЛИИ

Встреча лётчиков-космонавтов в Лётно-испытательном институте (г. Жуковский, Московская обл.) с испытателями: лётчиками и парашютистами ЛИИ

По общему признанию он должен был получить третью звезду Героя, но на этот раз препятствием действительно стал национальный вопрос.

По существовавшему и тогда и сейчас законодательству на родине дважды Героя местные власти были обязаны установить бюст своего прославленного земляка. Только в Крыму, в Алупке открытие памятника откладывалось, откладывалось, пока ситуация стала настолько неприличной, что из Москвы, наконец, последовал грозный окрик и бюст без всякой обычной в этих случаях помпезности все же открыли.

Бюст летчику Амет-хану СултануКрымские власти опасались не зря. С момента о том, как весть об открытии бюста Амет-хану Султану облетела Советский Союз, каждый, оказавшийся на родине крымский татарин, считал своим долгом возложить цветы к памятнику своего героя-земляка.

С подачи центральных властей была вброшена информация о том, что Амет-хан Султан – дагестанец и потому, бюст ему надо было открывать в том селе откуда ещё мальчишкой ушёл в Крым его отец (?!).

Широко известен и до сих пор часто тиражируется ответ Амет-хана аварскому поэту Расулу Гамзатову о том, что он якобы не может считать себя дагестанцем потому, что он – советский человек. Подтекст ответа понятен: не дагестанец, но и не крымский татарин!

Тактичный человек, Амет-хан не мог, не хотел обижать земляков своего отца, но взгляните на все его наградные листы! В графе национальность всегда только одна запись татарин(!). Точно также он писал и во всех многочисленных анкетах и особенно тогда, когда это даже могло негативно сказаться на его судьбе. Всегда и прежде всего в самый трудный для своего народа час Амет-хан оставался крымским татарином и всегда был со своим народом!

Говорят, что орлы не умирают на земле. Наверное, это все же красивая легенда, но так случилось, что 1 февраля 1971 года Амет-хан Султан погиб при очередном испытательном полёте. Вот и не верь после этого легендам.

Статья была опубликована в газете «Мераба» (г. Симферополь, Крым), № 42 (47), 28.10.-03.11.2016 г.

Поляков Владимир ЕвгеньевичВладимир Поляков

Доктор исторических наук,
член Комиссии воздухоплавания
Русского Географического общества

Закладка Постоянная ссылка.


3 комментария

  1. 31 мая 1942 года Амет-хан Султан таранил Ю-88, а не Хе-111…

  2. Спасибо за поправку Андрей! Мы свяжемся с автором статьи и я не сомневаюсь, что он даст разрешение на правку. Нам нужен твой острый глаз и точное слово!

  3. un héros de la dernière guerre!!!!! tout mon respect, un visage volontaire avec un regard loyal, c’est le genre de personne que j’apprécie!!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *