Чествование выдающегося авиаконструктора И.И. Сикорского

Заседание круглого стола, посвящённое 90-летию перелёта четырёхмоторного самолёта «Илья Муромец» по маршруту Санкт-Петербург–Киев–Санкт-Петербург и 115-летию со дня рождения И.И. Сикорского, прошло в НТУУ «КПИ» 30 июня. Игорь Иванович – наш знаменитый земляк, студент КПИ с 1907 по 1911 годы, стал признанным в мире авиаконструктором, техническим гением XX века.

Газета Киевский Политехник

Историческая справка

И. Сикорский родился 25 мая (6 июня) 1889 г. в городе Киеве, на Большой Подвальной ул. [1], 15 [2] в семье профессора Киевского университета, практикующего врача-психиатра. Жизненный путь Игоря Ивановича можно условно разделить на три периода: киевский – со дня рождения до 1912 г., петербургский – 1912-1918 гг. и эмигрантский – сначала Франция в 1918-1919 гг., а затем США до конца жизни (26 мая 1972 г.).

Таким он был

Творческая деятельность Игоря Сикорского тесно связана с Киевским политехническим институтом. Он – активист секции, а затем кружка воздухоплавания КПИ, конструктор и экспериментатор. Вместе с единомышленниками построил два геликоптера (не летали) и шесть различных типов аэропланов, последний из которых, С-6Б, на конкурсе был удостоен первой премии. Вскоре Игорь Сикорский делает вывод, что «будущее авиации за тяжёлыми, но быстроходными аппаратами», а специалисты и пресса заключают, что «работа конструктора особенно интересна тем, что он шёл своим путём, работал абсолютно самостоятельно…».

21 января 1912 г.  И. Сикорскому вручили присуждённую ему Советом императорского Русского технического общества медаль «За полезные труды по воздухоплаванию». 24-летний киевлянин, воспитанник КПИ, стал известным всей России.

Осенью 1912 г. [3] он занял должность главного конструктора авиационного отдела Русско-Балтийского вагонного завода. К 1914 г. под его руководством и при непосредственном участии там были созданы и построены самолёты «Гранд», «Русский витязь», «Илья Муромец», открывшие эру тяжёлой многомоторной авиации. В программу испытаний аппаратов входили дальние перелёты. На самолёте «Илья Муромец» был осуществлен перелёт Санкт-Петербург–Киев–Санкт-Петербург. 30 июня 1914 г. он стартовал с Корпусного аэродрома, а 1 июля приземлился на Куренёвском аэродроме в Киеве. Через несколько дней – обратный перелёт, который длился 14 часов 38 минут. Это был уникальный полёт.

Фото: Пассажирский салон самолёта «Илья Муромец»

Пассажирский салон самолёта «Илья Муромец».

После Октябрьской революции, в 1918 г. Сикорский эмигрирует во Францию, а через год – в США. Было ему 27 лет.

И. Сикорский первым стал строить турбинные вертолёты, на его машинах впервые осуществили перелёты через Атлантический и Тихий океаны. Перечень полученных им наград и дипломов чрезвычайно велик. Его имя занесено в Национальный зал славы (США) наряду с именами Эдисона, Ферми, Пастера. Почётная медаль Джона Фрица «За научно-технические достижения» была присуждена только двум людям – Игорю Сикорскому и Орвиллу Райту.

За круглым столом

К этому событию была организована книжная выставка, представлявшая издание произведений И. Сикорского на разных языках, журнальные статьи, книги о нём и его деятельности, собранные из государственных библиотек и частных книжных собраний. Кроме этого, ГПМ при НТУУ «КПИ» и Национальным агентством «Укринформ» была подготовлена на 8 планшетах экспозиция «И.Сикорский в фотографиях» из 46 фото. Они вызвали большой интерес у участников встречи, которых собралось более 70 человек. Среди участников – представители семьи Сикорских Елена Иосифовна Погребиская и Георгий Вадимович Лошкарёв, а также исследователь биографии авиаконструктора Вадим Ростиславович Михеев.

Вёл заседание круглого стола ректор НТУУ «КПИ» академик М.З. Згуровский. Во вступительном слове он охарактеризовал И.И. Сикорского как выдающегося конструктора и отметил значение перелёта самолёта «Илья Муромец» девять десятилетий назад.

В выступлениях участников отмечалось, что с целью развития авиации и космонавтики в Украине в 1991 г. создано авиакосмическое общество; в 1993 г., с целью популяризации авиации и защиты интересов авиаторов-любителей – Ассоциация владельцев летательных аппаратов; в 1999 г. создан Международный благотворительный фонд №Музей истории воздухоплавания и авиации им. И. Сикорского». В том же году, с целью содействия развитию аэрокосмической науки, создана общественная Всеукраинская научная организация «Институт авиационно-космических исследований им. И. Сикорского».

В программу круглого стола включили экскурсию по памятным местам, связанным с именем И. Сикорского. Участники побывали на территории усадьбы по ул. Ярославов Вал, в районе бывшего Куренёвского аэродрома; на Интернациональной площади, где когда-то был аэродром, над которым пилот Сикорский сдавал нормативы на звание пилота. Берёзовая роща, что шумит рядом, возможно, была свидетелем тех событий – побед и неудач пионеров авиации, которые прокладывали дорогу в небо.

Событие освещали многочисленные городские и всеукраинские СМИ.

Фото Игорь Сикорский возле самолёта «Илья Муромец»

Игорь Сикорский возле самолёта «Илья Муромец»

Говорят участники встречи

В.Р. Михеев: Род Сикорских происходит от козака Секоры. Затем фамилию стали писать на польский манер – Секорский, а дед конструктора, священник Алексей, переиначил его в Сикорский. Полькой, из рода Бафталовских, была бабушка Игоря Ивановича. Кстати, И. Сикорский всегда был верующим человеком, оставил после себя немало богословских трудов.

Считаю его гением авиации. Родившись талантливым человеком, при поддержке родных и наставников, напряженно работая всю жизнь, не порывал с любимым делом ни на минуту. «Труд и ещё раз труд, а там Бог поможет», – таков его девиз.

Большое спасибо организаторам встречи – прежде всего ГПМ – за возможность вспомнить славные дела великого сына украинского народа.

Г.В. Лошкарёв, д.т.н. (Институт проблем материаловедения НАНУ):  Осенью 1998 года мне удалось побывать на главном заводе компании Sikorsky Aircraft в г. Стратфорд, штат Коннектикут. В вестибюле – бюст И. Сикорского, его эмблема. Завод военный, поэтому фотоаппарат остался у охраны. На стенах административного корпуса висят многочисленные фотографии, рассказывающие об этапах жизненного и творческого пути конструктора. В его мемориальном кабинете – знаменитая шляпа, в которой он производил испытательные полёты, и которая была его талисманом. Пилоты-испытатели компании перед полётами прикасаются к этой шляпе «на удачу».

Е.И. Погребиская, к.ф.-м.н., Москва: Киевский период жизни И. Сикорского охватывает более 20 лет из тех, что он прожил в России, и всё время пребывания в Киеве он жил в доме отца Ивана Алексеевича. Усадьба, её купил отец в середине 80-х годов XIX столетия, включала двухэтажный дом,  выходящий на улицу (теперь на этом месте после 1945 г. был построен невыразительный 5-этажный дом), и одноэтажный флигель типа украинского дома-мазанки. На месте последнего Иван Алексеевич решил построить дом для своей семьи, в которой было пятеро детей: три дочери и два сына, младший из них – Игорь.

Во время строительных работ нашли клад, датированный эпохой Ярослава Мудрого. Вознаграждение, полученное за передачу его государству, позволило построить трёхэтажный кирпичный дом. На первых двух этажах жила семья. На втором этаже над аркой находилась столярная мастерская, где над своими первыми аппаратами работал Игорь. А на третьем этаже в 1904 г. открыли первый в России «Врачебно-педагогический институт для отсталых и нервных детей», который основал Иван Алексеевич.

На сегодня сохранился только дом по ул. Ярославов Вал, 15-б, в котором жила семья Сикорских. Он нуждается в реставрации.

В.И. Глибко, президент Международного благотворительного фонда «Музей истории воздухоплавания и авиации»: Наш фонд зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины в 1999 г. с целью содействия развитию музейного дела по вопросам воздухоплавания, авиации и космонавтики. Фонд заключил договор с Минобороны, на балансе которого находится дом по ул. Ярославов Вал, 15-б, о долгосрочной аренде. Там предполагается за счёт Фонда провести восстановительные и реставрационные работы. Планируем закончить их до конца 2007 г. (авт. комментарий – к сожалению, эти планы пока не воплощены в жизнь) с размещением на первом этаже музея семьи Сикорских.

Итоги
Участники круглого стола разработали предложения по увековечиванию памяти выдающегося авиаконструктора И.И. Сикорского, которые были рассмотрены и поддержаны Учёным советом НТУУ «КПИ».

Фото самолета Илья Муромец в полете

«Илья Муромец» приближается к месту посадки.

В заключение хотим поблагодарить всех, кто способствовал проведению круглого стола, и выразить надежду, что это мероприятие станет началом широкомасштабного движения за возрождение славных имён сыновей земли украинской, которые своими открытиями вели человечество по новым ступеням развития.

Аббревиатуры использованные в статье:

  • НТТУ – Национальный технический университет Украины
  • КПИ – Киевский политехнический институт
  • ГПМ – Государственный политехнический музей
  • НАНУ – Национальная академия наук Украины

Л.А. Гриффен,
д.т.н., директор Государственного политехнического музея (ГПМ),

М. Николенко,
к.т.н., заведующий отделом ГПМ

Перевод с украинского на русский язык – Виктор Анатольевич Гриза, создатель Мемориального дома-музея И.И. Сикорского, учредитель Фонда «Музей Игоря Сикорского», доктор философии, к.ист.н.

Статья была опубликована в №24 газеты «Киевский политехник» (НТТУ «КПИ», г. Киев, Украина) от 26 августа 2004 г.

ПРИМЕЧАНИЯ:
  1. авт. комментарий – В оригинальном тексте ошибочно указана: ул. Малая Подвальная []
  2. сегодня — ул. Ярославов Вал, 15-б []
  3. авт. комментарий – В оригинальном тексте, несмотря на вышеуказанные периоды, ошибочно указан другой год: 1911 г. []
Закладка Постоянная ссылка.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *