Авиакомпания LOT в виленском небе. Часть 1

Сегодня вряд ли кого удивишь рассказами о  воздушных путешествиях, о полётах  на самолётах через океан, и уж тем более о регулярных авиарейсах между Вильнюсом и Варшавой, между столицей Литвы и другими городами Европы. Полёты на самолётах стали таким же простым и привычным делом, как и поход за покупками в супермаркет.

Однако в первой половине прошлого века информацию об открытии регулярных международных воздушных трасс газеты размешали на самых видных местах. Сообщения о полётах печатались на первых страницах изданий и пользовались большим интересом у читателей. Так было в 1932 году.

 Варшава–Вильно–Рига–Таллин

Об открытии воздушной линии по маршруту Варшава–Вильно–Рига–Таллин виленская газета «Русская речь» опубликовала сообщение задолго до начала полётов, которые планировались на середину августа. 4 июня газета отпечатала следующее  сообщение: «В связи с ожидаемым  в ближайшее время открытием  воздушно-пассажирского сообщения по линии Варшава–Вильно–Рига–Таллин приступили к работам по расширению аэродрома в Порубанке. Сообщение между Вильно и Порубанком будет налажено при помощи специальной автобусной линии».

Виленский магистрат принимает специальное  решение о строительстве  подъездной  дороги к Порубанку. А техническая комиссия магистрата готовит документ по расширению действующего на тот момент аэродрома, на котором тогда располагался  Виленский студенческий аэроклуб. Порубанок – ныне Киртимай – место, на котором сегодня находится Вильнюсский международный аэропорт.

В то время лётное поле аэродрома представляло собой земельный участок размером 800 м в длину и 400 м в ширину. Этого было достаточно для организации полётов военных и туристических самолётов. Однако для обеспечения безопасного взлёта и посадки пассажирских самолётов типа «Фоккер», лётное поле необходимо было увеличить в два раза. Работы необходимо было завершить 15 августа, т.е. за два дня до начала полётов. И это сделать удалось.

В «Атласе  польских аэродромов», изданном в Варшаве в 1933 году, о вильнюсском аэродроме сообщалось, что он является собственностью Вильнюсского городского магистрата. Координаты аэродрома, т.е. контрольной точки аэродрома (КТА) составляли 54 градусов 38 минут географической широты и 25 градусов 17 минут географической долготы. Кстати, в сегодняшних авиационных документах КТА Вильнюсского международного аэропорта выражено практически теми же цифрами, но с точностью до секунд, а именно: 54 градуса 38 минут13 секунд и 25 градусов17 минут 16 секунд.

При описании особенностей территории, окружающей аэродром, указано: с севера, на удалении 350 м – одноэтажные здания деревни Новоселки; с северо-востока, на удалении 1,5 км – два столба Вильнюсской городской радиостанции высотой 76 м; юго-запад –  аэродромные постройки высотой до 13 м, далее – железнодорожная станция «Порубанок» («Киртимай»); на северо-запад – вдоль железнодорожного полотна проходили линии телеграфа и высокого напряжения, на удалении 1,5 км – два столба радиостанции, которая обслуживала работу аэропорта, высотой 32 м; в южном направлении вдоль дороги проходила телефонная линия; на западе – земельная насыпь вдоль железной дороги, достигающая высоты около 3-х м выше уровня аэродрома, который составлял 190 м над уровнем моря, далее, на удалении 1,5 км, росли деревья высотой до 20 м; на востоке – шоссе Вильнюс–Лида.

В середине лётного поля, размеры которого с запада на восток – 700 м, а с северо-востока на юго-запад – 800 м, был нарисован белый круг с надписью «Вильно».

В июне отдел гражданской авиации Министерства сообщений Польши издаёт распоряжение об открытии в аэропорту авиационной радиостанции. Она была установлена в районе Бурбишкес и позволяла вести устойчивую радиосвязь с экипажами самолётов, выполняющими полёты в районе виленского аэродрома.

1-й том мемуаров Вацлава Маковского,
изданный в Польше в 2010 г.

В марте 1932 года по инициативе Польши при посредстве государственно-комму­нальной  организации «Польские воздушные линии» («ЛОТ») было решено осуществить идею по включению Латвии и Эстонии в воздушную европейскую и межконтинентальную сеть. Именно тогда было принято решение об открытии воздушного сообщения между тремя столицами европейских государств – Варшавой, Ригой и Таллином.

Само собой разумеется, что оборудование эстонско-латвийско-польской воздушной линии возможно было только при взаимовыгодных условиях заинтересованных государств. Латвии и Эстонии пришлось, прежде всего, организовать вдоль линии полётов основные и вспомогательные аэродромы, ангары, мастерские, хранилища для горючих материалов и тому подобное.

Литва в этом проекте не участвовала, ибо на то время дипломатические отношения между Литвой и Польшей отсутствовали, а посему ни о каком сотрудничестве, в том числе и в области гражданской авиации, не могло идти и речи. Правда, затем, шесть лет спустя, в июле 1938 года к этому проекту Литва присоединилась, и этот маршрут стал проходить через Каунас. А пока…

По словам директора авиакомпании «ЛОТ» Вацлава Маковского, открытие воздушного сообщения между Латвией, Эстонией и Польшей будет иметь огромное значение для этих государств, как по причинам общего характера, так и по причинам специальным. Во-первых, этот рейс, прежде всего, устанавливает непосредственную связь, а благодаря своей быстроте и сближает эти государства. Во-вторых, для Польши предполагаемая линия является одним из дальнейших этапов развития сети польского воздушного сообщения. Занимая центральное положение в Европе, Польша является естественным местом скрещения европейских международных линий, идущих с запада на восток и с юга на север. И в-третьих, Латвия, и в частности Рига, а также Эстония со своей столицей Таллином, будут включены в самую длинную воздушную линию, пересекающую Восточную Европу с севера на юг; тем самым Латвия и Эстония расширяют для себя территориальные возможности своей хозяйственной экспансии. Латвия и Эстония включаются в остальную сеть воздушного сообщения всей Европы. И, конечно, нельзя недооценивать значение этой трассы в деле пропаганды авиации в широких массах населения.

«ЛОТ» образца 1932 года

Авиакомпания «Польские воздушные линии «ЛОТ» была создана в 1922 году. За свою десятилетнюю безупречную деятельность авиакомпания снискала уважение среди своих коллег на европейском авиационном рынке. «ЛОТ» в то время выполнял полёты по международным воздушным линиям, протяженность которых превышала 5 000 км.  За время своего существования авиакомпания совершила около 35 000 полётов, покрыв своими самолётами расстояние около 9 миллионов километров и перевезя при 100-процентной безопасности около 80 000 пассажиров, около 2 000 тонн товаров и свыше 150 тонн почты.

К обслуживанию новой воздушной линии были использованы самолёты «Фоккер». «Эти аппараты целиком были построены в Польше, имеют два сиденья для пилота и механика, расположенных в передней части корпуса, а также высокую просторную кабину-каюту с 8 удобными креслами для пассажиров, – писали рекламные статьи того времени. – Кресла расположены у окон, благодаря чему пассажиры в продолжение всего пути могут любоваться видами на землю с высоты птичьего полёта.

Три мотора, также польского производства, мощностью в 660 лошадиных сил, расположены в передней части аэроплана (один – перед кабиной-каютой пилота, два других – по бокам). Каюта для пассажиров имеет электрическое освещение и центральное отопление. Аэропланы снабжены также и радиостанциями. За пассажирской каютой находятся уборная и помещение для большого багажа, почты и товаров. Пассажиры могут во время полёта совершенно свободно передвигаться в каюте, так как это нисколько не влияет на сохранение равновесия аппарата в воздухе».

Самолёт летит со скоростью 150-160 км в час, тем не менее значительное расстояние от земли создает у пассажиров впечатление почти неподвижного стояния аэроплана в воздухе.

О рейсе

Регулярные  полёты по маршруту Варшава–Вильно–Рига–Таллин польская авиакомпания начала выполнять с 18 августа. Согласно расписанию самолёт вылетал из Варшавы три раза в неделю – по понедельникам, средам и пятницам, а во вторник, четверг и субботу экипаж вылетал из Таллина.

Перед началом регулярных рейсов на этой линии, 17 августа  был выполнен презентационный перелёт. В этот день, в 9 часов утра, на Варшавском  гражданском аэродроме, находившемся на Тополевой улице, состоялось торжественное открытие воздушного сообщения.

Газеты того времени сообщали: «Аэродром был украшен польскими, эстонскими и латвийскими национальными флагами. Публика пропускалась только по приглашениям.

Для почетных гостей были устроены специальные места. Перед этими местами стоял уже готовый к полету громадный 10-местный «Фоккер», который должен был сделать первый рейс. На аэродром прибыли члены правительства во главе с премьером министром Пристором и министром путей сообщения  Кюгом».

В числе почётных гостей были председатель Сената, сенатор Рачкович, дипломатические представители Эстонии и Латвии. В 9 часов 20 минут под звуки польского национального гимна на аэродром прибыл президент Республики Мостицкий.

После официальных речей начались приготовления к отлёту. Были пущены в движение три сильных мотора, пассажиры начали занимать свои места. В числе первых пассажиров были директор департамента гражданской авиации Польши Чеслав Филиппович, сын президента Польской Республики Михаил Мостицкий, секретари латвийского и эстонского посольств в Польше, заместитель директора департамента гражданской авиации капитан З. Пиотковский, директор Польских воздушных линий «ЛОТ» Вацлав Маковский, а также корреспонденты варшавских газет.

Президент Республики передал господину Маковскому два конверта с письменными приветствиями на имя президента Латвийской республики и главы Эстонского государства, которые он лично вручил высокопоставленным адресатам.

Ровно в 10 часов утра мощный «Фоккер» двинулся вперёд и плавно поднялся вверх.

Вслед за ним поднялся и другой такой же «Фоккер», на борту которого находились и журналисты виленской газеты «Русская речь». В 12 часов 35 минут оба самолёта спустились на лётное поле виленского аэродрома в Порубанке.

Фото Николая Жукова историка из Литвы

Николай Васильевич ЖУКОВ

Статья была опубликована в газете «Литовский курьер» (Литва), № 37 (916), 13.09.2012.

Закладка Постоянная ссылка.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *