140 лет первому в России патенту на летательный аппарат

Вступительное слово Председателя Секции истории авиации и космонавтики СПбФ ИИЕТ РАН В.В. Лебедева:

Этим предисловием мы хотим позвать вас в Прошлое, в прямом и переносном смысле. Тем более, что оно напрямую связано с трудами членов нашей петербургской Секции истории авиации и космонавтики.

Совсем недавно, в мае 2021 года мы уже презентовали вам статью, одного из авторитетных и старейших членов нашей Секции – Владимира Васильевича Короля, написанную им 30 лет назад, в 1991 году, об Отто Лилиентале. Пользуясь новым случаем, а именно предстоящей знаменательной датой этого года – 140-летия выдачи в России первого патента на летательный аппарат тяжелее воздуха, ниже мы предлагаем Вам посмотреть на известную вам, наверняка, историю покорения Неба в родном Отечестве глазами петербургского (ленинградского) историка авиации более 30-летней давности. Что само по себе уже интересно и является историей. Но, как ни странно, вопросы, которые возникают после прочтения данной статьи, остаются актуальными и сегодня.

Так уж сложилось судьбой, что сей патент, его соискатель и изобретатель летательного аппарата – А.Ф. Можайский, сам аппарат и его испытания волей всё той же истории связаны с нашим городом. А люди – исследователи этой истории, и в определённом смысле продолжатели Дела Можайского, и поныне живут здесь. Поэтому предлагая Вам ознакомиться с историческим трудом В.В. Короля, опубликованным в газете «Ленинградская правда» 27 мая 1990 года, мы хотим, чтобы Вы, как минимум, не забывали этих людей. А как максимум, продолжили их дело, начатое в Петербурге и в Красном Селе более 140 лет назад. А именно: достроили реплику самолёта А.Ф. Можайского, которая должна стать главным экспонатом Мемориального комплекса «Самолёт А.Ф. Можайского» имени Е.М. Гришина:

Член Секции истории авиации и космонавтики СПбФ ИИЕТ РАН Евгений Михайлович Гришин (1942-2014) у летающей модели «Летуньи» А.Ф. Можайского на выставке «ИнтерАэроКом-2010» (ЛенЭКСПО, 12-15.08.2010 г.), в честь 100-летия Воздушного Флота России. Фото Г.Э. Вабищевич.

Модель аэроплана А.Ф. Можайского в экспозиции Мемориального музея Авиации и космонавтики им. А.Ф. Можайского (Рук-ль Е.М. Гришин) в ДК в Красном Селе. Фото В.В. Лебедева, 20.03.2010 г.

Спортсмены-авиамоделисты ДОСАВ на 18-х Всесоюзных состязаний летающих моделей (Моск. обл., ст. Силикатная, 08-06.08.1949 г.) с моделью самолёта А.Ф. Можайского.

Е.М. Гришин (в кепке); проф. Юрий Николаевич Никулин (в пальто) – авт. книги о А.Ф, Можайском; автор летающей модели «Летуньи» – Вадим Николаевич Хворостов (слева, с сыном), и курсанты ВКА им. А.Ф. Можайского у памятного камня на месте испытания Можайским своего аэроплана, Красное Село, СПб. Фото В.В. Лебедева, 20.03.2010 г.

После кончины Евгения Михайловича Гришина большая часть экспонатов его музея нашла своё пристанище в экспозиции «Пионеры авиации» красносельского Клуба «Радобор». Фото из интернета.

По решению нашей Секции для архива и научного наследия Е.М. Гришина в ФКУ «Российский государственный архив Военно-морского флота» был создан отдельный Фонд Евгения Михайловича, где собрано много документов, чертежей, и его многочисленная переписка. Воспоминания и подробную информацию о деятельности Евгения Михайловича Гришина вы найдёте на страницах Сборника материалов 15-х и 16-х Международных научных чтений имени И.И. Сикорского [СПб., 2014 г.].

А пока предлагаем Вашему вниманию статью В.В. Короля об А.Ф. Можайском, с которой мы начали наш рассказ:

Само-лет начинался так…

Сегодня, в пору особенно бурного развития и совершенствования авиации, в пору, когда советские (!) самолёты успешно выходят на мировой авиационный рынок, есть смысл вспомнить о том, что первая попытка человека воспарить в воздух на аппарате  тяжелее воздуха произошла в нашем городе. На Красносельском военном поле.

Мы уже многое знаем об Александре Фёдоровиче Можайском и его изобретении. Пишущему эти строки посчастливилось познакомиться с правнучкой изобретателя Ниной Брониславовной Куфко (Прим.: 1915-1998). Долгие годы разыскивает она свидетельства о жизни и деятельности своего знаменитого предка. В её архиве немало редких документов и фотографий, среди них и «Письма давних лет». Многое подарила Вологодскому мемориальному музею и Центральному военно-морскому в Ленинграде. Над книгой о Можайском трудится внук Куфко журналист Андрей Соколовский.

Надо сказать, впрочем, что одним из первых занялся поиском материалов о самолёте Можайского историк авиации профессор П.Д. Дузь. Началось это, по его словам, в 1932 году, когда на одном из заседаний в Московском институте истории и техники академик А.Н. Крылов поделился воспоминаниями о встречах в Морском корпусе с Можайским. Рассказ известного кораблестроителя заинтересовал молодого учёного. За три года он просмотрел в Военно-историческом архиве сотни дел. Странно: о Можайском – ни строчки. Наконец выяснилось, что документы находятся в фонде электро-технического отдела. Тут и обнаружилась «единица хранения» – папка с бумагами «О действиях Можайского». Затем пришлось обратиться в Лондонскую фундаментальную библиотеку, изучить периодику тех лет. Так постепенно стало пополняться досье об изобретателе.

В 1938 году П. Дузь опубликовал в журнале «Вестник инженеров и техников» статью о строителе русского самолёта. Его поиски продолжили другие исследователи.

Что же нам известно о Можайском? Из послужного списка, хранящегося в архиве, следует, что он родился 165 лет назад (Прим.: На момент публикации статьи), 9 (21) марта 1825 года в Финляндии в семье потомственного моряка Фёдора Тимофеевича Можайского. Воспитание получил в Морском корпусе. Прошёл затем путь от гардемарина до контр-адмирала.

Идея о летательном аппарате тяжелей воздуха возникла у моряка в 1856 году. Он внимательно начал изучать полёт и строение крыла птиц. Принялся за сооружение сложных воздушных змеев, испытание пластин различной формы, конструирование всевозможных моделей. Результатом стала действующая модель аэроплана. «Летунья», как назвали её в печати, вселила изобретателю уверенность, что он стоит на правильном пути.

В январе 1877 года Можайский обратился в военное ведомство с просьбой о средствах  для продолжения своих многообещающих опытов. Специальная комиссия – в ней участвовал и Д.И. Менделеев – одобрила его поиски.

Во второй половине марта следующего года Александр Фёдорович завершил составление проекта. В сопроводительной записке «Описание аппарата» подробно изложил конструктивные данные о нём, дополнив их чертежами. Из документов видно, что аппарат Можайского имел все основные элементы устройства современных самолётов. Длина машины составляла 23,2, размах крыла – 25 и высота – 7,5 метра. Вес – немногим более 900 килограммов. Силовая установка – паровой двигатель в 30 лошадиных сил. По мнению учёных, такая мощность была недостаточной. В поисках подходящего двигателя Можайский по командировке Морского ведомства побывал в Америке и в Англии, где и приобрёл необходимое.

3 ноября 1881 года Можайский получил от Департамента торговли и мануфактур «Привилегию». Первый в России патент на летательный аппарат. Выдача документа означала официальное признание первого в нашей стране научно обоснованного проекта самолёта.

История сохранила нам место постройки и испытаний самолёта: Красносельское военное поле. Летом 1882 года тут началась сборка аппарата. Спустя год «летательный снаряд» был готов. Об этом сообщил на собрании Русского технического общества учёный В.Д. Спицын: «…в настоящее время (лето 1882 г. – Авт.) снаряд уже окончен в натуральную величину и буде приводиться в движение с помощью двух паровых двигателей».

Дело было теперь за испытаниями. Напомним слова пионера французской авиации капитана Фарбера, который сказал позднее, что спроектировать аэроплан – ничто, построить – полдела, а испытать – это всё.

К сожалению, всё ещё не удалось установить дату попытки поднять аппарат в воздух. А попытка, как указывают дореволюционные источники, окончилась поломкой крыла. Знаток истории отечественной авиации В.Б. Шавров, изучив все имеющиеся материалы, пришёл к выводу, что самолёт отделился от земли, но тут же накренился набок и задел крылом землю… Значит, полёт длительностью в несколько мгновений? Очевидно, так. Ведь и братья Райт в 1903 году в первый раз сумели поднять свой аппарат всего на… 12 секунд!

Надо отдать должное Можайскому – он понял главную причину неудачи. Малую мощность двигателей. (Это подтвердили в наши дни расчётные исследования и продувка модели самолёта в аэродинамической трубе.) Не опустил рук, принялся за восстановление и совершенствование аппарата. Заказал на Обуховском заводе два 20-сильных двигателей к тем 30-сильным, что уже стояли. Но… личные средства подошли к концу, а военное ведомство финансирование прекратило. Да и здоровье стало сдавать: морская служба – труд тяжёлый.

Первого апреля 1890 года А.Ф. Можайский скончался. Похоронили его на Смоленском кладбище. Так закончился жизненный путь  первого отечественного авиаконструктора, поставившего перед собой высокие цели и настойчиво за них боровшегося. А «высокие цели, – как писал Гёте, – хотя бы и не выполненные, дороже низких целей, хотя бы и достигнутых».

И ЕЩЁ. Красносельский культурно-просветительный комплекс, возглавляемый энтузиастом создания музея авиации Е.М. Гришиным, воссоздаёт самолёт Можайского в натуральную величину. Согласитесь: это интересно.

В.В. Король

P.S. Оригинал статьи В.В. Короля вы можете скачать здесь.

А здесь вы найдёте статью В. Обухова «Авиадвигатель Можайского» [Из приложения «Авiаторъ», №2 (25), с.2 к газете «Воздушный транспорт», №5 (2292), 1995 г., с.12].

Закладка Постоянная ссылка.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *