100 лет отечественной гражданской авиации

9 февраля 2023 года мы отмечаем вековой юбилей гражданской авиации (ГА) России. 100 лет назад, 9 февраля 1923 года Совет труда и обороны СССР принял постановление «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации». С 1979 года эта дата, в соответствии с Указом Прези­диума Верховного Совета СССР, отмечалась как – День Аэрофлота. Сокращённое наименование «Аэро­флот» было присвоено Гражданскому воз­душному флоту СССР 26 марта 1932 года. По­этому этот день отмечается ныне в России, не только, как День Аэрофлота, но и как день рожде­ния Гражданской авиации России в целом, и торжественно празднуется второе воскресенье февраля.

Однако первые полёты граждан в качестве пассажиров на самолётах начались за несколько десятилетий до этого. В русской литературе представлены ряд свидетельств о некоторых из таких полётов. Например, великий русский писатель Александр Иванович Куприн (1870-1938), который в 1906-1919 годы жил и работал в Гатчине, в 1911 году написал небольшой рассказ «Мой полёт». В этом произведении он описал свой опыт полёта в качестве пассажира на аэроплане управляемом его другом, спортсменом и одним из первых русских авиаторов Иваном Михайловичем Заикиным (1880-1948). К сожалению, этот опыт оказался неудачным, случилась авария. Самолёт «Фарман» был разбит, но оба авиатора, к счастью, остались живы. Впечатлённый случившимся писатель закончил рассказ словами: «Что касается меня – я больше на аэроплане не полечу!».

Санкт-Петербург и Гатчина имеют прямое отношение к первым годам и опытам по созданию российской гражданской авиации. В Санкт-Петербурге трудился выдающийся авиаконструктор Игорь Иванович Сикорский (1889-1972) – создатель первого многоместного двухмоторного самолёта «Гранд», который после установки ещё двух моторов получил наименование «Русский Витязь». Перед Первой мировой войной на его базе был создан знаменитый, первый в мире серийный 4-хмоторный бомбардировщик «Илья Муромец». Один из экземпляров этого самолёта выполнял после Гражданской войны уже в Советской России регулярные гражданские рейсы.

Сотрудники Русско-Балтийского Вагонного Завода (РБВЗ) и пёс Шкалик общим весом 1290 кг у самолёта «Илья Муромец» на Корпусном аэродроме С.-Петербурга после рекордного полёта, 12 февраля 1914 г.

В апреле 1918 года в составе Всероссийской коллегии по управлению воздушным флотом, затем с мая 1918 года в составе Главного управления Рабоче-Крестьянского Красного Военно-Воздушного Флота (Главвоздухфлот) был создан отдел по применению авиации в народном хозяйстве. До этого времени имелись лишь единичные случаи транспортного применения авиации невоенного назначения, делались попытки создания воздушных линий между Москвой и Петроградом, организовывались работы по аэрофотосъёмке территории страны, и т.д. Некоторые работы велись и в условиях Гражданской войны.

В 1920-1921 годах в Советской республике появились первые воздушные линии по доставке почты и пассажиров из Москвы в другие города страны.

В начале 1921 года вышел декрет Совнаркома № 40 «О воздушных передвижениях» – первый в стране законодательный акт, регулировавший организацию воздушных сообщений над территорией России и над её территориальными водами.

Афиша авиалинии Москва– Нижний Новгород авиакомпании «Дерулюфт» (Россия-Германия).

В ноябре 1921 году было основано совместное «Русско-Германское общество воздушных сообщений (Deruluft), которое в мае 1922 года открыло первую в России регулярную международную почтово-пассажирскую линию Москва–Кёнигсберг, в 1926 году продлённую до Берлина. В 1923 году общество «Добролёт» открыло первую регулярную почтово-пассажирскую авиалинию Москва–Нижний Новгород.

Агитационный плакат об акциях авиакомпании «Добролёт», 1923 г. Худ. А.М. Родченко.

В декабре 1922 года в составе Главвоздухфлота была образована Инспекция Гражданского воздушного флота (ГВФ). И, как было сказано в самом начале, 9 февраля 1923 года было принято постановление, на основании которого Совет по гражданской авиации принял на себя руководство всей авиатранспортной отраслью.

В октябре 1930 года было образовано Всесоюзное объединение ГВФ, вместо которого в 1932 году было образовано Главное управление ГВФ при СНК СССР (сокращённо ГУГВФ или «Аэрофлот»). В подчинении «Аэрофлота» находились несколько хозрасчётных трестов по направлениям авиационных работ и строительству инфраструктуры. В том же году работники ГВФ получили специальную форму и знаки различия.

Агитплакат Азово-Черноморско-Кавказского Управления ГВФ, 1936 г.

В 1964 году вместо ГУГВФ было образовано Министерство гражданской авиации СССР, которое после распада СССР сократилось в структуре Министерства транспорта Российской Федерации до простого Департамента воздушного транспорта. Такое положение важной транспортной составляющей экономики страны долго быть не могло, поэтому в 1996 году ему на смену пришла Федеральная авиационная служба. В 1999 году её реорганизовали в Федеральную службу воздушного транспорта, в 2000-м – в Государственную службу гражданской авиации Министерства транспорта РФ. В наши дни (с 2004 года) государственный надзор в области гражданской авиации осуществляют Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) и Департамент государственной политики в области гражданской авиации Минтранса РФ и Ространснадзор.

Сегодня ГА России состоит примерно из 110 авиакомпаний, которые эксплуатируют свыше 1100 самолётов. В стране действует более двухсот аэропортов, хотя ещё в начале 1990-х годов только на территории Российской Федерации было 1450 действующих аэропортов.

Поэтому нынешнее развитие гражданской авиационной инфраструктуры связано прежде всего с расширением сети аэродромов и строительством наземных средств аэронавигации по маршрутам полётов. Интересно, что первым гражданским аэропортом Европы и страны является Кёнигсберский (Калининградский) аэропорт «Девау», который используется и поныне, но уже как спортивный аэродром.

В 1931 году на главном московском аэродроме на Ходынском поле был открыт аэровокзал. Однако этот аэродром прекратил работу в 2003 году, освобождая место для крупного жилищного строительства. Новый гражданский аэропорт «Шоссейная» был открыт и в Ленинграде, в 1932 году. Теперь это крупнейший в регионе аэропортовый комплекс «Пулково».

Пассажирский самолёт АНТ-14 «Правда» на лётном поле аэропорта «Шоссейная», 1933 г.

С начала 1930-х годов в нашей стране началось масштабное производство пассажирских самолётов. Парк ГА пополнили самолёты советских конструкторов Константина Алексеевича Калинина (1887-1938), Андрея Николаевича Туполева (1888-1972), Александра Александровича Архангельского (1892-1978), Александра Сергеевича Яковлева (1906-1989), Иосифа Григорьевича Немана (1903-1952), Александра Ивановича Путилова (1893-1979) и других.

Агитплакат Общества друзей воздушного флота (ОДВФ), 1924 г. Худ. Е. Майсуров.

Масштабное производство и обеспечение технической эксплуатации гражданских самолётов, а также дирижаблей, потребовало массовой подготовки авиационных специалистов. Успешной подготовке таких кадров в 1930-е годы способствовало то, что ещё в марте 1923 года в СССР была создана массовая общественная организация «Общество друзей воздушного флота» (ОДВФ), преобразованное в 1925 году сначала в «Авиахим», а в 1927-м в «Осоавиахим» (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству). Позднее, в 1951 году на базе «Осоавиахима» создали Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) СССР. Таким образом, в марте нынешнего 2023 года мы будем отмечать также 95-ю годовщину со дня основания этого оборонного общества – школы по подготовке авиационных кадров для военной и гражданской авиации. Без этих организаций было бы невозможно подготовить сотни тысяч лётчиков, штурманов, инженеров и техников, которые составили основу советской авиации в годы Великой отечественной войны. Кстати, значительный вклад в Победу в войне внесли авиаторы гражданского воздушного флота и авиационных частей ВВС, сформированных на основе организаций ГВФ.

Но ещё в 1920 году в структуре Петроградского Института инженеров путей сообщения под руководством профессора Николая Алексеевича Рынина (1877-1942) был создан первый в мире факультет воздушных сообщений. На базе этого факультета в 1930 году был организован первый в стране вуз гражданской авиации – Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота (ЛИИ ГВФ), который впоследствии был более известен, как Ленинградский учебный комбинат ГВФ.

Вспоминая художественную литературу, отметим, что главный герой знаменитого романа Вениамина Каверина «Два капитана» лётчик Саня Григорьев был выпускником именно ЛИИ ГВФ. В 1930-е годы он объединил многих талантливых учёных, инженеров, педагогов, авиаконструкторов. В марте 1941 года на базе ЛИИ ГВФ была создана Военно-воздушная академия (ВВА) РККА, которая в середине 1960-х годов изменила свой авиационный профиль на космический. Ныне это прославленная Воздушно-космическая академия им. А.Ф. Можайского. А тогда, в 1941 году, ряд сотрудников ЛИИ ГВФ перешли на работу в ВВА РККА и в Ленинградский авиационный институт (ЛАИ), образованный 25 января 1941 года. В настоящее время это один из авторитетных вузов нашего города – Санкт-Петербургский Государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП).

Однако лидером по подготовке специалистов для авиатранспортной отрасли в России сегодня является «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А.А. Новикова» (ГУГА), который создан в 1971 году как Академия гражданской авиации на базе Высшего авиационного училища ГВФ (ВАУ ГВФ), работавшего в Ленинграде с 1955 года.

Ордена Ленина Академия гражданской авиации (ОЛАГА) хорошо известна в нашей стране и за рубежом. В настоящее время продолжатель её истории – петербургский ГУГА имеет в своей структуре ряд филиалов, расположенных в различных регионах страны. Ближайшие филиалы расположены в Санкт-Петербурге – Авиационно-транспортный колледж, известный раньше, как – ЛАТУГА (Ленинградское авиатранспортное училище ГА), и в г. Выборге, известный как ВАТУГА.

В России успешно действуют и другие высшие учебные заведения этого профиля. Среди них: «Московский государственный технический университет гражданской авиации» – головной вуз по подготовке специалистов по технической эксплуатации авиационной техники гражданской авиации; «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева» – головной вуз по подготовке лётного состава авиакомпаний, а также ряд средних специальных учебных заведений. В ряде вузов Министерства образования и науки РФ также осуществляется подготовка авиационно-технического персонала.

В настоящее время из 110 авиакомпаний России выделяется Группа «Аэрофлот», которая включает в себя также такие дочерние авиакомпании, как «Россия» и «Победа». Аэрофлот ныне обеспечивает перевозки около 43,6% общего пассажирооборота на внутренних и международных воздушных линиях.

Пассажирский самолёт Сухой «Суперджет» SSJ-100-95B петербургской авиакомпании «Россия».

Внутри РФ обслуживаются около 4340 маршрутов воздушных перевозок, из них на 480 маршрутов приходится примерно 95% от всего внутреннего пассажиропотока. Доля в перевозках пассажиров, выполняемая 35-ю ведущими авиакомпаниями страны достигает 99,9 %. За 2021 год все авиакомпании России, по статистике Минтранса, перевезли 111 млн. пассажиров, из них на международных воздушных линиях 23,5 млн., а на внутренних воздушных линиях 87,5 млн. пассажиров. С учётом сложной современной военно-политической обстановки по итогам 2022 года российские авиакомпании смогли перевезти 95 млн. пассажиров, что хоть и меньше показателя 2021 года, но всё же не настолько сколько предрекали нам наши враги.

Значительный объём авиационных работ выполняют предприятия по применению авиации в экономике страны (бывший ПАНХ). К этим работам относится обеспечение транспортных перевозок грузов, выполнение работ по химической защите растений в сельском и лесном хозяйстве, геологоразведка, аэрофотосъёмка, лесопатруль и многое другое. Достаточно вспомнить работу Ленинградского Второго объединённого авиаотряда на аэродроме «Ржевка».

До последнего времени около 70% парка гражданских воздушных судов российских авиакомпаний составляли самолёты иностранного производства. Это результат разрушительных реформ 1990-х годов, направленных как на разрушение независимости воздушного транспорта СССР, так и на ликвидацию собственно отечественной авиационной промышленности.

Однако авиастроение России выходит сегодня из многолетнего кризиса. В ближайшее время на воздушных линиях страны появятся новые современные модернизированные магистральные Ту-204СМ и Ту-214, Ил-96-300 и Ил-96-400, региональный Ил-114-300. Сравнительно большой объём авиаперевозок выполняют новейшие ближнемагистральные самолёты «Сухой Суперджет-100». В авиакомпании «Россия» на сегодняшний день эксплуатируются 76 самолётов SSJ-100 различных модификаций.

Завершаются испытания МС-21-310 («Магистральный самолёт 21 века») с отечественными двигателями ПД-14. Предполагается, что МС-21 в скором времени также будет эксплуатироваться в Санкт-Петербургской авиакомпании «Россия».

Выполнение полётов обеспечивается лётной службой, штурманской службой, службой бортпроводников, инженерной авиационной службой, в том числе авиационно-техническими центрами (АТЦ), службой организации и управления воздушным движением (ОрВД), включая наземную техническую инфраструктуру, автоматизированные системы управления, базы электротехнического, радиотехнического (радиолокационного) обеспечения и связи (ЭРТОС), аэродромные службы аэропортов, службы перевозок и многие другие подразделения, в которых работают специалисты гражданской авиации.

Сегодня, в праздничный День работника гражданской авиации, установленный  Указом № 98 Президента РФ В.В. Путина от 9 февраля 2013 года, мы поздравляем всех тружеников гражданской авиации с этим профессиональным праздником и 100-летним юбилеем. Желаем больших успехов в труде, личного счастья, добрых и благодарных пассажиров.

Что касается нас, памятуя слова из рассказа А.И. Куприна, мы полетим на любом отечественном самолёте или вертолёте, полностью уверенные в своей безопасности и комфорте!

М.Е. Тихомиров

Член Секции истории авиации и космонавтики СПбФ ИИЕТ РАН,
Доцент каф. №11 «Аэро­кос­мические приборы и измерительно-вычислительные комплексы СПб ГУАП,
Руководитель Юношеской аэрокосмической школы высоких технологий «Авионика»

* Статья опубликована на стр.11 в рубрике «Авиационный хронограф» газеты «Гатчина-ИНФО» (г. Гатчина, Ленинградская обл.), № 5 (1371), 02.02.2023 г.

 

Закладка Постоянная ссылка.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *